За годы, прошедшие после принятия Законов РФ «Об образовании» (1992, 1996 гг.), «О высшем послевузовском и профессиональном образовании» (1996 г.), каких-либо серьезных исследований, посвященных воспитательной деятельности куратора студенческой группы не проводилось. Между тем, с начала 60-х годов XX века, с момента создания в вузах института кураторства, до начала 90-х годов, проблеме кураторской деятельности уделялось значительное внимание (К.В. Гавриловец, Л.Д. Демина, Т.М. Куриленко, Т.П. Маралова, О.В. Соколовская и др.).
Анализ работ этого периода приводит, во-первых, к выводу о том, что деятельность института кураторства была направлена на поиск внутренних резервов оптимизации воспитательного процесса в вузах. Во-вторых, институт кураторства способствовал социализации студенческой молодежи. В-третьих, содержание кураторской деятельности претерпевало в своем развитии существенные изменения от информационной, просветительской функции на начальном этапе, до руководства практически всеми сферами деятельности студенческой группы на последующих этапах.
Активизация исследований по проблемам деятельности преподавателя высшей школы, таких конкретных проблем, как профессионально-педагогическая культура, творческая самореализация личности преподавателя в вузе, его профессиональная мобильность, профессионально-педагогическая компетентность (Барабанщиков А.В., Бенин В.Л., Бондаревская Е.В., Змеев С.И., Вербицкий А.А., Макарова Л.Н., Ситникова М.И. и др.) инициирует исследования в области кураторской деятельности преподавателя высшей школы, педагогической культуры куратора студенческой группы.
В учебном пособии «Куратору студенческой группы: от теории к практике» раскрывается место и роль куратора студенческой группы в инновационной системе воспитательной работы вуза, дается характеристика студенческой группы как субъекта воспитательной работы в вузе, представлены современные направления воспитательной деятельности куратора студенческой группы, рассматривается значимость личностно ориентированного профессионального взаимодействия куратора и студентов, обосновываются и реализуются личностно ориентированные воспитательные технологии в деятельности куратора студенческой группы.
Учебное пособие состоит из введения, 5 разделов и 7 приложений. Каждый раздел содержит по 2 главы и представлен несколькими параграфами.
В разделе «Куратор студенческой группы в системе воспитательной работы вуза» рассматриваются вопросы становления и развития института кураторства в высшей школе, дается характеристика современной гуманистической парадигмы воспитательной деятельности куратора студенческой группы, определяются требования к личности современного куратора и выявляются функции его воспитательной деятельности.
Особое внимание в учебном пособии уделяется рассмотрению феномена педагогической культуры куратора студенческой группы: ее компонентов, функций, видов, мотивов и противоречий ее формирования. В этом разделе обосновываются воспитательные ценности в структуре педагогической культуры куратора студенческой группы, а также предлагается типология «центраций» деятельности куратора студенческой группы.
Материал, представленный в разделе «Студенческая группа в воспитательной системе вуза» характеризует студента и студенческую группу как субъектов воспитания: выявляет их социально-психологические особенности, мотивы, стимулы учения, ценностные предпочтения, занятия и увлечения студентов в свободное время; описывает динамику развития коллектива студенческой группы, его формальные и неформальные структуры, функционирование студенческого самоуправления в университете.
Для кураторов и студенческого актива представляет значительный интерес раздел «Содержание воспитательной деятельности куратора студенческой группы», включающий планирование воспитательной работы, организацию работы по адаптации студентов-первокурсников, деятельность куратора по формированию сплоченного коллектива студенческой группы, персонификацию воспитательной работы со студентами, развитие их профессионального мышления и научного потенциала, взаимодействие куратора со студенческими общественными организациями, стимулирование студенческого волонтерского движения, профилактику девиантного поведения студентов, воспитательную работу в студенческом общежитии, организацию быта и отдыха студентов, проведение кураторских часов в студенческой группе. В данном разделе раскрыты основные направления воспитательной работы со студентами: профессионально ориентированная воспитательная работа, воспитание социальной активности студентов, развитие их эстетической, нравственной культуры, культуры здоровья, а также гражданское, патриотическое и поликультурное воспитание студенческой молодежи.
Особую значимость в учебном пособии имеет раздел «Личностно ориентированное профессиональное взаимодействие куратора и студентов», в котором поднимаются вопросы создания эффективных организационно-педагогиче-ских и психолого-педагогических условий реализации такого взаимодействия в вузе.
Ценный практический материал представлен в разделе «Воспитательные технологии в деятельности куратора студенческой группы». Авторские технологии развития субъект-субъектных отношений куратора и студентов и формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в деятельности куратора студенческой группы позволяют целенаправленно выстраивать воспитательные траектории во взаимодействии кураторов и студентов.
Практико-ориентированные материалы, содержащиеся в приложении учебного пособия, включают примерные план и план-дневник воспитательной работы в группе, методические рекомендации по научной организации учебного труда студентов, «Положение о кураторе академической группы ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет»», технологические карты и методики развития субъект-субъектных отношений во взаимодействии куратора и студенческой группы, а также формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в деятельности куратора студенческой группы, и могут использоваться кураторами студенческих групп вузов различных профилей.
Учебное пособие представляет интерес и может быть рекомендовано для кураторов студенческих групп вузов и ссузов, заместителей деканов по социально-воспитательной работе, для аспирантов, молодых преподавателей вузов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы».