Изменения в области социально-экономических отношений, происходящие в последние годы в России, столь масштабны и глубоки, что не могли не повлиять на развитие такого, в общем-то, консервативного института, как образование. Образовательное учреждение в настоящее время вынуждено функционировать в конкурентной среде, наличие которой обусловлено, прежде всего, демографическим спадом, возрастающими потребностями в получении новых знаний и все расширяющимся потоком предложений со стороны различного типа учреждений, как государственных, так и коммерческих, в области образовательных услуг.
Борьба за клиента - учащегося, студента, заставляет искать пути, не традиционные для системы образования прошлых лет, использовать маркетинговые стратегии, адаптировать PR-технологии, направленные на повышение эффективности взаимодействия с целевыми аудиториями. Следует заметить, однако, что данный процесс затруднен наличием стереотипов - представлений об образовательном учреждении в социуме и стереотипов поведения субъектов образования внутри самого учреждения, понятно, что данный факт не помогает в продвижении реформ. Сдвинуть процесс с «мертвой точки» возможно, и вариантов такого движения может быть несколько. Один из них, связанный с развитием конкурентоспособного имиджа образовательного учреждения, мы предлагаем в данном учебном пособии.
Имидж образовательного учреждения - интегративный и очень сложный феномен, но в его структуре есть звенья, которые определяют наличие или отсутствие позитивного имиджа конкретного учреждения образования - это, прежде всего, индивидуальный имидж руководителя образовательного учреждения и имидж педагогов, работающих в нем.
Проблема позитивного имиджа педагога становится актуальной еще и потому, что развитие субъект-субъектных отношений в рамках личностно-ориентированного подхода способствует повышению роли тех сторон личности учителя, которые не были раньше целенаправленно или стихийно сформированы. Установление гармоничных отношений человека с окружающей действительностью (природой, культурой, социумом), как это утверждают сторонники антропоэкологического подхода (А.А.Макареня, В.Л.Обухов), невозможно без полноценного использования всех качеств личности, средств и приемов, которые приводят к реализации на практике известного чеховского высказывания о том, что «...в человеке все должно быть прекрасно...».
Актуальность введения в систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров новой дисциплины «Введение в педагогическую имиджелогию» определяется еще и обострившимся противоречием между степенью теоретической изученности механизмов формирования и развития позитивного индивидуального имиджа педагога и практической значимостью его реализации, необходимостью гуманизации отношений между субъектами образования, повышения конкурентоспособности образовательного учреждения и недостаточной степенью подготовленности педагога к использованию полифункциональных возможностей индивидуального имиджа для достижения этих задач.
Педагогическая имиджелогия - новое направление андрогогики, которое продуцирует педагогические, социологические и психологические знания при решении проблемы управления образовательным процессом.
Объектом изучения педагогической имиджелогии являются субъекты образовательного процесса, деятельность которых ориентирована на выполнение функций образования (воспитательной, обучающей, развивающей, адаптивной).
В качестве предмета педагогической имиджелогии мы рассматриваем следующие аспекты:
- психолого-педагогические проблемы формирования и реализации индивидуального имиджа учителя;
- социально-психологический анализ взаимоотношений между субъектами образовательного процесса;
- социально-психологические факторы повышения качества образования;
- социально-психологические проблемы доверия между участниками образовательного процесса;
- проблемы мотивации поведенческих актов участников образовательного процесса.
Основная задача учебного пособия заключается в том, чтобы раскрыть сущность такого феномена как имидж, изменить стереотипные отношения к имиджу как к маске (мы убеждены, что имидж не столько маска, сколько экстериоризированные личностные качества субъекта и проявление психологических защит), показать пути и способы формирования позитивного индивидуального имиджа. Для педагога, работающего в рамках гуманистической концепции образования, это фактор наиболее полной его самореализации и условие возникновения и существования доверия между ним и другими субъектами образовательного процесса.
В учебном пособии представлено авторское понимание сущности, структуры и функций индивидуального имиджа педагога и его роли в организации доверительной среды общения между участниками образовательного процесса. В качестве ключевой выделяется идея возможности формирования позитивного имиджа специалиста - интегрального, целостного, динамичного феномена, обусловленного соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних качеств субъекта, а также качеств, определяющих его профессиональное мастерство, находящихся в гармоничном взаимодействии с природой, социумом, культурой и самим собой, способствующего повышению эффективности профессиональной деятельности.
Учебное пособие состоит из предисловия, 12 глав, заключения и приложения.
«Введение в педагогическую имиджелогию» включает историко-логический анализ толкований имиджа в социологии, политологии, имиджелогии (1 глава); социальный и психологический аспекты имиджа человека (2 глава). В пособии рассмотрен индивидуальный имидж педагога как фактор реализации гуманистической концепции образования (3 глава). Я-концепция педагога как системообразующий фактор имиджа педагога рассмотрен в 4 главе, ценности - в 5 главе, установки: сущность, структура функции - в 6 главе. 7 глава посвящена этапам формирования позитивного индивидуального имиджа педагога; 8 глава - реализации индивидуального имиджа педагога; 9 глава - невербальному образу педагога, 10 глава - вербальному образу педагога, 11глава - предметно-пространственной среде. Содержание 12 главы дает представление об оценке эффективности системы формирования и реализации индивидуального имиджа педагога. К каждой из глав представлены контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы. К большинству разделов предлагаются практические рекомендации, практические задания диагностического, аналитического и коррекционного характера.
Предлагаемый курс актуализирует интеграцию знаний по философии, психологии, социологии, имиджелогии для организации деятельности педагога; развивает потребности к ролевому моделированию и прогнозированию этапов деятельности, дает представление о механизмах формирования позитивного индивидуального имиджа педагога, формирует потребность к самопознанию и самосовершенствованию.
Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям, специалистам в области педагогической психологии, педагогики, социологии и культурологии, может быть полезно для специалистов в области паблик рилейшнз, а также всем интересующимся данной темой.