История существования государств свидетельствует о том, что они отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические и государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
При всем многообразии форм государственного устройства одной из основных среди них является федерация. Федерации - самые сложные по форме государства. В связи с этим возникает множество практических вопросов: как добиться полного равноправия всех субъектов федерации; как сохранить целостность государства и при этом не ущемить права и интересы других наций; как распределить функции и полномочия между федеральным центром и субъектами федерации; как сделать выбор между системами «симметричного» и «асимметричного» федерализма?
Неоднозначна в науке интерпретация и самой трактовки федерализма. В современной литературе можно выделить два основных подхода к нему. Согласно первому подходу, распространенному во многих европейских странах, включая Россию, федерализм понимается как определенный тип взаимоотношений между политическими образованиями различного уровня. Ключевым термином в данной системе аргументации является государство. Так, в интерпретации неоднократно обращавшегося к теме федерализма русского мыслителя И.А. Ильина федерация возможна только там, где имеется налицо несколько самостоятельных государств, стремящихся к объединению. Иначе говоря, федерация есть комплекс, связывающий отношениями координации (а не субординации) некую совокупность социальных институтов. В подобной трактовке федерализм предстает началом рукотворным: для его внедрения требуется лишь политическая воля, а двигателем такой организации является государственная власть.
В соответствии со вторым подходом, который отстаивают в основном североамериканские ученые, федерализм есть форма самоорганизации граждан, обеспечивающая согласование индивидуальных интересов. В данной парадигме федералистский эксперимент в США удался прежде всего потому, что построение принципиально новой, нецентрализованной государственности здесь начиналось с конкретного человека, обладавшего нерушимыми правами и свободами. Что же касается взаимоотношений между элементами государственной системы, то они были вторичными, «надстраивающимися» над личностным измерением федералистской идеи. Если первая концепция главным в федерализме считает внешнюю правовую сторону, то вторая - ориентирована на его человеческое содержание.
Оба вышеназванных подхода относятся к разделам правовой науки, в частности к теории государства и права. Однако проблемы федерализма изучаются в разделах не только юридической, но и социально-политической науки.
Спецкурс «Этнополитические и правовые проблемы федерализма в России» имеет междисциплинарный характер. Междисциплинарность курса проявляется в том, что:
- в нем используются базовые понятия и категории разных наук (этнологии, этнополитологии, психологии, социологии, политологии, юриспруденции, в частности государства и права, конституционного и международного права);
- употребляются понятия и категории, междисциплинарные по своей сути изначально, такие как: этнополитический конфликт, национальное государство, политизация этничности, федералистский ренессанс, этнонационализм;
- посредством данного курса формируется междисциплинарный (полилингводисциплинарный) язык научного знания, соединяющий в себе языки различных наук;
- анализируются отечественные и международные политические и правовые документы, регламентирующие различные аспекты межнациональных отношений.
Цель спецкурса - сформировать у обучающихся целостное представление о федерализме как политико-правовой форме государственного устройства России, наиболее адекватно отражающей все многообразие жизни российских этносов.