Книга выпущена издательством «Экзамен» в серии «Курс лекций» и предназначена для студентов экономических специальностей. Книга является базовым учебником по дисциплине «Моделирование рыночной стратегии предприятия», изучаемой студентами экономико-математического факультета, факультета менеджмента, факультета бизнеса и магистратуры Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова. Книга состоит из двух частей: курс лекций и лабораторные и практические задания.
Курс лекций содержит описание экономико-математических алгоритмов и программной реализации имитационной модели производственно-коммерческой деятельности предприятия в среднесрочном периоде. В курсе лекций изложены следующие темы:
Тема 1. Миссия, цели и рыночная стратегия предприятия.
Тема 2. Информационная база формирования рыночной стратегии предприятия.
Тема 3. Описание компьютеризированной деловой игры «Конкуренция».
Тема 4. Основные составляющие рыночной стратегии предприятия.
Тема 5. Капитал предприятия, выбор и планирование стратегии в сфере финансов.
Тема 6. Оценка и управление приращенной стоимостью компании.
Тема 7. Комплексный анализ производственно-коммерческой деятельности и текущего финансового состояния предприятия.
Помимо курса лекций, книга включает описание практических и лабораторных заданий, выполняемых студентами на компьютере. Для выполнения практических и лабораторных заданий авторами разработана компьютерная программа ─ «Деловая игра «Конкуренция» (ДИК)», имитирующая производственную, маркетинговую и финансовую деятельность трех предприятий-конкурентов в изменяющихся макроэкономических условиях. В рамках компьютерной деловой игры студенты выступают в качестве владельцев одного из трех производственных предприятий, на собственной производственной базе выпускающих телефонные аппараты. Горизонт планирования в рамках деловой игры составляет пять лет (раундов). Каждый раунд представляет собой один годовой цикл производственно-коммерческой деятельности предприятия и включает следующие этапы:
- планирование;
- обмен маркетинговыми параметрами;
- имитация конкурентного взаимодействия на рынке сбыта.
Студенты, ознакомившись с исходными данными и общим алгоритмом деловой игры, выполняют четыре лабораторные работы: «Стратегия предприятия в сфере производства», «Стратегия предприятия в сфере маркетинга», «Стратегия предприятия в сфере финансов», «Расчет приращенной стоимости бизнеса». После выполнения лабораторных работ и оценки стратегии предприятия в соответствующей сфере группы студентов, выступающих за разные предприятия, конкурируя между собой, выполняют итоговое задание и составляют отчет.