Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Проблема внедрения дистанционных технологий в системе профессионального образования в настоящее время является актуальной не только для крупных столичных центров, но и для регионов. Основная трудность развития данной технологии обучения в регионах заключается в отсутствии информации, в то время как потребность в получении достойного образования здесь не менее актуальна. Образование региональных представительств московских вузов, работающих с помощью применения дистанционных технологий в учебном процессе позволит решить недостаток профессиональных знаний, необходимых в практической финансово-хозяйственной деятельности руководителей и работников финансово - хозяйственной сферы регионов без отрыва от работы и потери времени, затрачиваемого на перелеты в головной вуз, как это до сих пор применяется, практически повсеместно, в системе заочного образования. В то же время для успешного внедрения программ дистанционного обучения, необходимо определить: насколько насущна данная потребность в конкретном регионе, проанализировать возможности рынка и платежеспособный спрос, сопоставить возможности и потребности рынка.

Для определения направления развития услуг дистанционного образования на рынке Красноярского края и укрепления рыночных позиций был проведен стратегический анализ потенциальных возможностей региона. На корпоративном уровне маркетинговых стратегий мы применили портфельный анализ методом Бостонской консалтинговой группы.

В результате проведенного анализа было определено, что на сегодняшний день данная услуга занимает позицию «знаков вопроса», складывается достаточно благоприятная ситуация на рынке, которая при правильном подходе к развитию деятельности будет способствовать дальнейшему росту и увеличению рыночной доли, чтобы перейти из «знаков вопроса» к «звездам». Соответственно, варианты стратегий на данном этапе - рост, увеличение доли рынка.

Дальнейшее направление стратегии роста можно определить с помощью построения модели роста Ансоффа. В результате проведенного анализа выяснилось, что наиболее целесообразным направлением деятельности при продвижении услуг дистанционного образования в нашем регионе в существующих условиях является «Проникновение на рынок». На следующем этапе мы провели анализ возможностей проникновения и разработали политику дальнейшего продвижения.

На первом этапе были определены группы потребителей и требования, предъявляемые к услуге, для этого мы воспользовались стратегией сегментирования. А с помощью критериев сегментации параллельно определили основные факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на развитие дистанционного образования

На основе полученных данных, можно сделать вывод, что рост доходов населения, особенно в интересующих нас страстях экономики должен способствовать продвижению предлагаемой услуги. Так как параллельно с ростом доходов можно спрогнозировать и рост благосостояния в целом, а также рост социальных потребностей, в том числе и в сфере образовательных услуг. При сохранении существующих тенденций, влияние данного фактора следует рассматривать положительно.

Собрав полученную информацию в виде матрицы SWОT, были выявлены основные тенденции развития рынка дистанционного образования на территории Красноярского края (см. рисунок).

Таблица 1. Основные тенденции развития рынка дистанционного образования на территории Красноярского края

Внешние факторы

ВОЗМОЖНОСТИ

  1. Стабильное экономическое положение в целом
  2. Рост доходов населения, занятого в финансовом секторе и увеличение потребностей в более совершенных технологиях позволяет предоставлять новые пакеты услуг
  3. Рост предприятий финансового сектора экономики, в том числе московских представительств
  4. Увеличение актуализированной потребности в образовании
  5. Отсутствие сильных конкурентов на рынке
  6. Высокие темпы роста рынка
  7. Наличие поддержки местных органов власти

УГРОЗЫ

  1. Неспозиционированая услуга на рынке, нет должного понимания технологий дистанционного образования
  2. Отсутствие нормативно-правовой базы
  3. Недостаток высококвалифицированных специалистов в регионе
  4. Угроза внедрения аналогичных программ конкурентами
  5. Угроза ухудшения экономического положения в целом

Внутренние факторы

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

  1. Наличие необходимой технологической базы,
  2. Квалифицированные специалисты, высокий кадровый потенциал
  3. Быстрые темпы наращивания опыта
  4. Уникальность предоставляемой услуги
  5. Удобное расположение представительства
  6. Высокая репутация

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

  1. Высокая стоимость обучения
  2. Необходимость расширения аудиторных классов
  3. Отсутствие официальной стратегии развития, признанной на предприятии
  4. Нет четкого направления дальнейшего развития
  5. Организационная структура

Учитывая данные проведенного анализа можно сделать вывод, что внешняя среда на сегодняшний день относительно благоприятна, темпы роста на рынке достаточно высокие, в то же время охват рынка на сегодняшний день небольшой, что может положительно сказаться на внедрении и дальнейшем продвижении услуг дистанционного образования на данный рынок.