Тираж издания - 500 экз., объем - 7,73 п.л., год издания - 2008.
Данное учебное пособие написано в соответствии с требованиями Учебно-методического объединения вузов России по образованию для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Имеет гриф «Допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии машиностроения».
Структура учебного пособия включает: введение, 6 глав, практические и тестовые задания для проверки полученных знаний студентов, список использованной литературы. Работа содержит: илл. 10, табл. 12, библ. 45 назв.
На современном этапе развития экономики страны альтернативы инновационно-ориентированной траектории не существует, так как в традиционном поле деятельности на мировых рынках конкурировать практически невозможно, и только принципиально новые технологии, продукции, управленческие нововведения позволят создать новую конкурентную среду и обеспечить предпосылки и шансы лидерства. В этой связи актуализируются вопросы подготовки специалистов, владеющих специфическими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективность инновационного процесса, на основе междисциплинарной координации знаний.
Формирование у студентов знаний об организации эффективной инновационной деятельности, способствующей повышению конкурентоспособности предприятия и обеспечивающей развитие и выживание хозяйствующего субъекта в условиях изменяющейся внешней среды, является основной целью учебного пособия «Управление инновационными процессами».
В основу данной работы положен системный подход, позволяющий использовать определенную систему принципов и методов, имеющих общезначимую основу и, вместе с тем, обладающими характерными чертами, обусловленными спецификой конкретной предметной области.
В работе изложены теоретические положения в сфере управления инновационными процессами; специфика развития форм и методов управления инновациями на предприятии в условиях рыночной экономики; особенности управления исследовательскими проектами; вопросы управления созданием и освоением новой техники и технологии; направления оценки эффективности инноваций и инновационной деятельности.
Также особое внимание уделено рассмотрению рынка инноваций, предпосылкам его формирования и особенностям функционирования, а также инновационной структуре. Особенности владения интеллектуальной собственностью и специфика ценообразования на результаты интеллектуальной деятельности обусловили необходимость рассмотрения методик ценообразования на наукоемкую продукцию и на формы передачи объектов интеллектуальной собственности. Представлена типология инновационных стратегий организации и рассмотрена методология интеграции стратегического и инновационного управления.
Представленные в работе материалы помогут обучающимся:
- ознакомиться с процессами развития и становления инноватики и инновационного менеджмента, принципами государственной политики в инновационной сфере, проблемами управления и формами поддержки процессов научно-технического развития;
- овладеть методами организации инновационного менеджмента;
- развить понимание механизма реализации инновационных процессов, разработки программ и проектов нововведений, планирования инновационной деятельности, формирования инновационных стратегий;
- изучить систему критериев оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов, овладеть методами оценки эффективности инноваций.
Учитывая, что для формирования необходимого набора компетенций будущего специалиста необходимо использование различных методов обучения как традиционных, так и инновационных по форме и содержанию, в учебном пособии представлены кейсы как разновидность активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся. Они построены на основе реальных событий предприятий и ориентированы на понимание системообразующих основ создания, развития и коммерциализации новых продуктов и технологий. Кроме того, даны контрольные вопросы по каждой теме и тесты, ориентированные не столько на проверку знаний, сколько на выявление их характера и структуры, а также на оценку способов использования, оперирования знаниями, определение типов мышления и выявление индивидуальных особенностей их реализации.
Особенностью данного пособия является то, что работа освещает многоуровневый подход к рассмотрению вопросов управления инновационными процессами. Он предполагает реализацию данного процесса на четырех уровнях - макроуровне, региональном уровне, уровне групповых производственно-экономических систем и непосредственно на уровне предприятия.
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, слушателей школ бизнеса и подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Может быть использовано в процессе проектирования и организации инновационных процессов на предприятиях.