Настоящая работа посвящена такому универсальному инструменту обогащения права как рецепция. Данная тема практически не рассматривается в современной юридической литературе, хотя необходимость в пересмотре устоявшихся положений относительно рецепции назрела уже давно. Нет на монографическом уровне исследований, посвященных роли рецепции западного права в строительстве российской правовой системы современности. Данный пробел восполняет представляемая монография, в которой делается попытка рассмотрения сущности этого правового явления и той роли, которую она сыграла и продолжает играть в процессах модернизации не только государств мира, но и России в частности.
В современной российской литературе рецепция рассматривается как безликий правовой инструмент по модернизации права. Однако затушевывание идеологического компонента рецепции препятствует выявлению истинных целей и задач рецепции вообще, а российской - в особенности. Представляется верным рассматривать рецепцию права не только как заимствование правовых институтов и внедрение их в отечественную почву, а как заимствование и внедрение идей, правовых институтов, норм, терминологии иностранного права в силу идеологии реципиента и (или) донора. Иными словами, суть рецепции заключается в ее идеологическом компоненте.
Учет идеологического компонента рецепции права позволил выделить две модели рецепции права: модернизационную и декоративную. Модернизационная модель направлена на действительную модернизацию общества. Модернизационные процессы всегда основываются на патриотизме общества, в связи с чем афиширования самого факта рецепции практически не происходит, при ее активном использовании. Декоративная модель наоборот не направлена на модернизацию общества. Ее использование позволяет мирным путем снизить революционные настроения общества, создав видимость активных правовых реформ, основанных на модных юридических брендах: суд присяжных, правовое государство, гражданское общество и т.д.
Данная модель рецепции характеризуется декларативно-подражательным характером («именно так, как на Западе»). Она выражается в переносе тех или иных элементов иностранной правовой культуры без учета особенностей или при грубом игнорировании отечественной правовой ментальности. Однако здесь нельзя предполагать некую бездумность законодателя в принципе. Правящая элита всегда преследует исключительно свои цели, в рамках которых и заимствуется тот или иной институт права. Реципируемые институты только сохраняют свою внешнюю «западную» конструкцию, но содержание здесь уже совсем иное, «отечественное». Именно в этом проявляется идеологический аспект рецепции как правового явления.
В результате «декоративной» рецепции закономерно рождаются своеобразные политико-правовые «уродцы», состоящие из разнообразных разноплановых по своему характеру иностранных правовых институтов, плохо подогнанных друг к другу, не приспособленных к российским условиям и не способных полноценно влиять на процесс модернизации государства и общества в целом.
Модель декоративной рецепции закономерно приводит к резкому разрыву с правовой культурой общества, что дает основания государству и ученому миру в очередной раз обвинять российское общество в прирожденном - «генетическом» - правовом нигилизме, пряча действительные цели и задачи рецепции, зачастую - ошибки и просчеты государственной власти.