Настоящая работа посвящена взаимодействию двух субъектов рецепции права: рецепиенту и донору. Данная тема практически не рассматривается в современной юридической литературе, хотя необходимость в пересмотре устоявшихся положений относительно рецепции назрела уже давно. Нет на монографическом уровне исследований, посвященных роли донора в строительстве российской правовой системы современности. Данный пробел восполняет представляемая монография, в которой делается попытка рассмотрения сущности рецепции и роли как рецепиента, так и донора в процессах модернизации не только государств мира, но и России в частности.
Современная российская наука в целом рассматривает рецепцию права как добровольный процесс по заимствованию и внедрению правовых ценностей иностранного происхождения. Однако такое определение, в силу своей «безликости», обтекаемости, не отражает действительного характера рецепции, который содержится в идеологическом компоненте. Идеология реципиента, донора, а зачастую и совместная идеология донора и реципиента образует искомый идеологический компонент рецепции, выражаясь в научном обосновании и целесообразности отказа от правового прошлого и заимствования «передовых» правовых технологий иностранного происхождения.
Это обоснование может быть выражено в попытках модернизации права и государства, в различных формах декоративной рецепции, сопровождающейся скрытым внутренним политическим «переворотом», скрытой или открытой экспансией донора, демонстрацией преемственности с могучей империей прошлого (Древний Рим) или близости к «цивилизованным» государствам современности (США, страны Европы).
Рецепция права представляет собой не просто технический перенос правовых норм иностранного права в российские законы. Процесс рецепции гораздо сложнее, так как переносятся, прежде всего, правовые идеи, принципы. Поэтому, как правило, найти их первоисточник всегда необыкновенно сложно. Возникает множество теоретических и практических вопросов (источник рецепции, взаимоотношения донора и реципиента, материал рецепции), которые только запутывают весь процесс, уводя от главного - от действительных целей рецепции права.
Ведущую роль в проведении правовых реформ, основанных на полномасштабной рецепции права, осуществляет российская политическая элита. Именно она является основным проводником западных правовых идей, отрицающим все исконно российское, самобытное, откровенно проповедуя западные ценности и ориентируясь на западные политические эталоны, самоутверждаясь на основе агрессивного отрицания собственной национальной традиции[1].
Особый интерес при вычленении идеологического компонента рецепции представляет изучение взаимоотношений реципиента с донором. В литературе существует тенденция не замечать, принципиально игнорировать роль конкретного донора (доноров). Содержание современной российской «декоративной» формы рецепции, ее результаты приводят к закономерному предположению о наличии экспансии (открытой или закамуфлированной) донора. Как правило, политическая, правовая и экономическая экспансия реализуется под лозунгами добровольной всесторонней безвозмездной помощи в ликвидации правовой отсталости и модернизации отечественных правовых систем. Очевидной целью является упрощение ограбления донором реципиента, в частности систематического вывоза природных ресурсов, жесткой эксплуатации его рабочей силы, индустриальной, торговой, финансовой и иной эксплуатации, тотального контроля за действиями реципиента (колониальной администрацией).
Влияние донора определяется следующим образом: донор (более сильное государство) оказывает давление на реципиента - государство, находящееся либо в той или иной степени зависимости от донора, либо в глубоком общественном и экономическом кризисе, т.е. на слабое государство. Политика донора (доноров) осуществляется в разнообразнейших формах, начиная от подкупа должностных лиц государства-реципиента и заканчивая деятельностью различных международных организаций и отдельных лиц.
Среди стран - доноров России особо выделяется США. Исследователи, рассматривая ее политическую сущность, относят США к глобальной империи. Известно, что указания этой империи являлись руководящими в области рецепции правовых и иных культурных ценностей, даже если это наносило существенный ущерб внешней и внутренней безопасности России. Необходимо также отметить, что рецепция западного права лишь закрепляет уже сложившиеся отношения по экспансии. В результате «дружеской» политики США получило широчайший доступ к любым ресурсам Российской Федерации, превратив правовое поле страны-реципиента в экспериментальную площадку и окончательно развалив экономическую мощь.
[1] Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. - М., 1999. - С. 162.