Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Социальная работа в российском обществе с начала 1990-х г.г. активно развивается как социальное направление, ориентированное на человеческие ресурсы, которое в западных странах принято называть поддерживающим подходом.1 Развивается теоретико-методологическая база социальной работы как научной и академической дисциплины Минобразования РФ в 2000 г. утвержден государственный стандарт, в соответствии с которым высшие учебные заведения страны осуществляют подготовку специалистов социальной работы.

Вместе с тем анализ экспертных оценок, на основе эмпирических исследований проблемы, показывает, что научное обоснование социальной работы как объективного явления современной отечественной социальной жизни, проводится без достаточного учета складывающейся и развивающейся экономической культуры в формирующихся либеральных условиях переходной экономики России. Соответственно это обстоятельство будет сдерживать дальнейшее научное развитие социальной работы, что будет препятствовать наращиванию ее методологической базы в системе социально-гуманитарных наук.

Как известно, обобщенное понятие социальной работы можно представить как профессиональную деятельность по оказанию помощи индивидам, группам и социальным общностям в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. Это функционирование в современной России осуществляется в беспрецедентных условиях перехода от социалистических социально-экономических отношений к социальным, то есть ориентированных на удовлетворение жизненных интересов в первую очередь отдельного человека, а затем и всего общества.

Можно согласиться с проф. Никитиным В.А., который отмечает, что «социальная работа является особым видом деятельности, взаимодействие людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации»2. Конечно, без соответствующей экономической культуры никакая социальная работа не будет эффективной, так как без этой культуры в принципе невозможно построить рыночные экономические отношения.

Все российские граждане постепенно привыкают к тому, что накопленные знания и профессионализм одного человека можно продавать на рынке труда, получать за это законное денежное вознаграждение и обеспечивать тем самым свои жизненные потребности. Кроме того, российскому человеку, после почти 75 лет жизни в условиях национализированной собственности на средства производства, довольно трудно понять, что собственность на физический капитал может быть и частной, то есть, неприкосновенной для других членов общества.

В.И. Ленин, развивая свою теорию социалистической революции в начале XХ века, писал: «...все нынешние общества только и держатся, что куплей-продажей рабочей силы, то есть наемным рабством миллионов людей...все, не только земля, но и человеческий труд, и человеческая личность, и совесть, и любовь, и наука - все неизбежно становится продажным, пока держится власть капитала»3.

Конечно, очень сложно современному российскому человеку формировать для себя новую экономическую культуру с наличием большого груза ленинских идей, которые десятилетиями муссировались в сознании советского человека.

Можно отметить некоторые черты сформировавшейся экономической культуры граждан СССР:

  • деформированные экономические отношения по поводу собственности на рабочую силу и средства производства;
  • отсутствие морально-нравственных стимулов к высокопроизводительному труду;
  • иждивенческие настроения по отношению к результатам собственного труда в общей системе социально-трудовых отношений.

Очевидно, что одна из основных функций социальной работы в современном российском обществе заключается в ресоциализации экономической культуры.

Социальная поддержка российских граждан должна быть направлена в первую очередь на изменение структуры экономических отношений в обществе и формирование другой экономической культуры, которая могла бы соответствовать требованиям Конституции РФ по построению социального государства. Нет более важной задачи в современной России как исследование экономических отношений в условиях переходной экономики и разработка на этой основе другой экономической культуры. В этом аспекте, в частности, представляют интерес особенности трансформации экономической культуры в контексте формирующейся методологии социальной работы. Проблема в том, что становлении отечественной социальной работы проходит с учетом объективных исторических условий, сложившихся в России:

  • существование советской системы социального обслуживания населения (собесов);
  • сложившегося устойчивого отношения граждан к государству как «дойной корове», которое обязано обеспечивать всем необходимым набором средств к существованию, вне зависимости от трудового вклада человека в общественное богатство;
  • отсутствие национальной культуры труда как к первоочередной потребности человека.

Поэтому экономическую культуру отечественной социальной работы необходимо выстраивать в сложнейших социально-исторических условиях. Смысл социальной поддержки именно в том, что она должны быть получена именно тем, кто в ней действительно нуждается.

Например, академик Львов Д.С. отмечает, «... что национальные и особенные не могут быть разменяны на стандартизацию экономической жизни для всех. Сохранение национального многообразия народы мира ставят выше экономических доктрин»4. Полностью согласиться с этим утверждением нельзя. Известно, например, что в России традиционным является постоянное употребление людьми крепких спиртных напитков и табакокурения, которые, как установлено специальными общеизвестными исследованиями, резко сокращают жизнь граждан. Об этом пристрастии писали в своих произведениях известные классики русской литературы. В 1990-е годы это пристрастие приобрело широкий национальный масштаб и негативно сказывается на здоровье российского населения в настоящее время. В то же время известны моральные и правовые нормы по употреблению алкоголя и табака в экономически развитых странах мира. Приспосабливаясь к мировой экономической жизни, Россия, очевидно, будет вынуждена пересматривать свои национальные пристрастия. Иначе вялотекущий поток иностранных инвестиций иссякнет совсем в России, так как инвестиции вкладываются туда, где производство высоко организовано, где в принципе недопустимо появление работников на своих рабочих местах в нетрезвом виде.

Опыт строительства социализма в России показал, что социалистическая система только усугубила укоренившиеся в традициях русского народа многие негативные пристрастия: употребление алкоголя, табака, безответственное отношения к выполнению своих трудовых и социальных обязанностей. Поэтому внедрение экономических и социальных стандартов жизни развитых стран мира только позитивно будет отражаться в российской жизни. Другое дело, - каким образом эти стандарты использовать.

Традиционная советская система социального обслуживания не была направлена на стимулирование социально-трудовых отношений, поддержки духа экономической состоятельности граждан, развитие в них собственного экономического достоинства.

Так исторически сложилось, что в России не было труда как награды человеку за его стремление к экономической самостоятельности. Как отмечает И.Н. Супоницкая: «Россия не знала свободного труда, зато имела почти полутысячелетнюю традицию труда принудительного: от установления крепостного права в XVI веке, до зэков и добровольно принудительной работы остальных советских граждан в XX веке»5.

С этим утверждением трудно не согласиться. Только ощущение свободного труда позволяет человеку стимулировать собственные трудовые усилия, наращивать производительность. Такое ощущение может дать человеку только собственность на средства производства. Поэтому одно из направлений социальной работы - это оказание помощи российским гражданам в приобретении необходимого эмоционального состояния по отношению к собственности. Приобретение такого состояния и есть элемент экономической культуры. Например, первые колонисты американского континента имели в начале некоторый недолгий опыт коллективного труда и собственности. В частности, колонисты Джеймстауна и Плимута. Но вскоре отказались от него из-за низкой эффективности. Один из основателей Плимута, губернатор У. Брэдфорд, впоследствии отмечал: «Опыт, приобретенный таким путем и в течение многих лет проверенный, притом на людях благочестивых и разумных, опровергает измышления Платона и других древних, поддержание кое-кем и в позднейшее время, будто лишив людей собственности и сделав все имение общественным, можно провести их к счастью и благоденствию, словно они мудрее господа. Ибо оказалось, что эта общность имущества... большую рождала смуту и недовольство и многие затрудняла работы, которые могли принести пользу и доставить удобства»6.

В этой связи можно согласиться с В. Третьяковым: «Когда у большинства населения нет полноценной собственности, люди больше ценят то, чего у них нет (например, свободу, которая большинству и не нужна), чем, то что у них есть, например, мир и спокойствие»7.

Отнятие имущества и всеобщее околхозивание крестьян России в 1930-е годы убедительно подтверждало слова У. Брэдфорда. Никакой экономической культуры в таких условиях не создавалось. Наоборот, отсутствие этой культуры развратило советских людей увеличило случаи воровства всеобщего имущества, что унижало человеческое достоинство. Таким образом, развитие экономической культуры - это совершенствование индивида как личности и специалисты социальной работы должны принимать в этом процессе самое активное участие.

В современной российской социально - гуманитарной науке получило импульс для развития такое научное направление как акмеология. Она занимается исследованием онтогенеза зрелости человека, его формирования как личности, а затем и индивидуальности. С точки зрения акмеологии личностный аспект зрелости, рассматривается в контексте моральной нормативности поведения человека при соответствии личных норм и ценностей гуманистическим, которые являются главными регуляторами поведения и отношений.

Представляется, что акмеологический подход к определению зрелой личности не может быть полностью объективным без учета экономического подхода в указанном контексте. Как известно, любое социальной явление в сфере жизнедеятельности отдельного человека и общества необходимо рассматривать с точки зрения экономического анализа, отмечал Г. Беккер.8 Это объективный подход, так как любой человек имеет стремление к постоянному удовлетворению своих экономических потребностей. Нас интересует эволюция этих потребностей в аспекте развития и становления зрелой личности. Социальной работе необходимо найти теоретические ориентиры в контексте оказания помощи индивидам в их становлении как зрелых личностей и индивидуальностей. Без экономической культуры и экономического подхода с этой задачей не справиться.

В современной социальной жизни новой России появилось громадное количество фактов действительности, которые не имеют пока теоретического осмысления. Безусловно, в первую очередь это возникшая устойчивая тенденция к резкому сокращению количества населения России. Эта тенденция связана с экономической несостоятельностью людей в современных условиях перехода к рыночным условиям хозяйствования, отсутствием сложившейся экономической культуры.

Зрелость человека определяется его экономической состоятельностью в обществе. Поэтому одно из направлений деятельности социальной работы - помощь гражданам России в приобретении зрелости, которая и формирует экономическую культуру.

Таким образом, экономическая политика государства формируется соответствующей экономической культурой общества, которая в свою очередь развивается под воздействием различных форм и методов социальной работы.

Дело в том, что быть встроенным в современное российское социальное общество (ст.7 Конституции РФ) это значит социализировать каждого члена общества под те параметры жизни, которые ему присущи: обладать способностями заработать себе необходимые средства жизнедеятельности и быть экономически (а значит, и социально) независимым субъектом общественных взаимодействий. Для этого нужна определенная экономическая культура, позволяющая состояться процессу социализации. В современном российском обществе происходит имонентная борьба псевдоэкономической социалистической культуры, которая сформировалась у большинства граждан, с элементами новой рыночной зарождающейся экономической культуры. Без социальных технологий социальной работы это борьба будет происходить бесконечно. Кроме того, российским гражданам, в отличие от советских, необходимо для социализации выработать экономически ориентированное поведение, то есть поведение, которое по своему смыслу соотносится с удовлетворением желаний, направленных на извлечение пользы.

Можно считать, что российское общество в настоящее время находится в трудной жизненной ситуации. Одна из этих трудностей - это приобретение новой рыночной социализации, которая характерна особой экономической культурой.

Как известно: бытие человека существует в биологических, психологических, социальных и трансцендентных формах. Очевидно, что роль социальной работы, в рассматриваемом нами аспекте, заключается в поиске и исследовании совокупных социальных инструментов в российском обществе для привития каждому индивиду элементов рыночной экономической культуры во всех формах бытия человека.


1 Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - Спб.: Изд-во - «Питер», 2000. С. 448.

2 Никитин В.Л. Социальная работа: проблемы, теории и подготовки специалистов. - М.: Моск. социально-психологический институт, 2002. С. 236.

3 Ленин В.И. Полн. Собр. соч. Т. 15. С. 159.

4 Львов Д.С. Будущее России: гражданский манифест / Д.С. Львов. - М.: ЗАО «Изд-во» «Экономика», 2003. С. 68.

5 Супоницкая И.М. Успех и удача: отношения к труду а американском и российском обществе // Вопросы философии, № 5, 2003. С. 44-55.

6 Фонер Э. Труд: рабский и свободный // Исторический образ Америки. М.: 1994. - С. 43.

7 Третьяков В. Почему проиграл ГКЧП // Российская газета, 19.08.2004 г., № 176 (3553).

8 Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избрание труды по экономической теории: Пер.:с англ. / Сост., науч. ред. и посл. Р.И. Капелюшников. - М.: ГУ ВШЭ 2003. - 672 С.