Внутренняя среда организации состоит из переменных: управленческой, производственной, технологической среды и экономических результатов деятельности - все они тесно связаны между собой. Внутренние факторы - это ситуационные переменные внутри самой организации, являющиеся результатом управленческих решений. В связи с этим можно отметить, что все эти факторы находятся в прямой зависимости от выбранной политики деятельности фирмы.
Факторы внешней среды в условиях рыночной экономики подвержены постоянным изменениям, что делает ее более «подвижной» и увеличивает уровень неопределенности. Очевиден вывод о том, что изменение внешних факторов конкурентной среды вызывает острую необходимость для предприятия, действующего на рынке постоянно выявлять и учитывать эти переменные в своей деятельности.
Анализ конкурентной среды играет важную роль в деятельности любой организации, действующей на рынке, так как способствует разработке ее стратегии развития и контролю внешних по отношению к ней факторов, с целью потенциальных угроз и вновь открывающихся возможностей, что в результате позволяет использовать эффективные методы конкурентной политики.
Конкурентная среда торговой организации включает совокупность субъектов и факторов рынка, влияющих на отношения между участниками (продавцами и покупателями) рынка. Конкурентная среда по своей природе является изменчивой и затрагивает интересы всех участников рынка, оказывая влияние на результаты их деятельности. Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом определяются особенностями этой среды.
Конкурентная среда проявляет себя на различных уровнях экономики, на внутрирегиональном, межрегиональном и мировом рынках. Следует заметить, что надлежащее ее функционирование зависит от рационального сочетания этих элементов, факторов и условий, в которых осуществляется деятельность объектов конкурентной среды. Повышение конкурентоспособности товаров способствует прогрессивному становлению конкурентной среды.
Высокое качество реализуемых товаров и обслуживания покупателей позволяют торговым фирмам конкурировать на различных рынках и формировать определенную рыночную инфраструктуру.