В этой связи правительство Ставропольского края призвано решать задачу создания действенных рыночно-мотивационных механизмов устойчивой инвестиционной активности населения и предпринимателей, задачу страхования рисков, обеспечения гарантий отечественным и зарубежным инвесторам, а также проблемы технологии перелива инвестиционного потенциала из финансового в производственный сектор экономики и отработки механизма превращения денежных вкладов (сбережения) населения и краткосрочно высвобождаемых оборотных средств предприятий в долгосрочно используемые инвестиционные ресурсы.
Сегодняшнее состояние инвестиционной деятельности в крае определяется взаимодействием совокупности факторов и условий:
- мерой действенности и устойчивости инвестиционных мотиваций, обусловленных степенью благоприятности (или неблагоприятности) общего инвестиционного климата в России;
- подавленной рыночной реакцией потенциальных инвесторов на трансформационные преобразования в экономике, а также на ситуацию в сфере кредитной, налоговой, таможенной политики;
- собственными индивидуальными инвестиционными установками предпринимателей и их структур.
Программой "Юг России" (Постановление Правительства РФ от 08.08.01г. №581) за весь период ее действия предусмотрено реализовать в Ставропольском крае 100 мероприятий и инвестиционных проектов на сумму 10 млрд. 230 млн. рублей.
Финансирование федеральной целевой программы намечено осуществить за счет: средств федерального фонда развития регионов в размере 1 млрд. 364 млн. рублей; федерального бюджета через федеральные министерства и ведомства - 1 млрд. 33 млн. рублей; краевого и местных бюджетов - 1 млрд. 827 млн. рублей; различных внебюджетных источников (собственные средства предприятий, кредиты и др.) - 6 млрд. рублей.
При отборе проектов и мероприятий учитывались их значимость, экономическая эффективность и наличие соответствующей технико-экономической документации. Реализация проектов позволит создать условия для устойчивого развития региона, обеспечение геостратегических интересов России в этом регионе, улучшение социально-экономической обстановки по таким направлениям, как:
- транспортный комплекс (реконструкция аэропорта Минеральные Воды, реконструкция участка дороги "Кавказ");
- туристско-рекреационный, санаторно-курортный комплекс и экология (в перспективе курортная агломерация Кавказских Минеральных Вод должна сохранить (и по возможности нарастить) свои функции общефедерального центра санаторно-курортного лечения);
- агропромышленный комплекс и перерабатывающая промышленность;
- инфраструктура (коммунальное хозяйство, топливо и энергетика, водные ресурсы, газификация (балансовый запас месторождений в крае 45,6 млрд.куб.м.; газопровод Изобильное-Черное море-Анкара)).
Программные мероприятия позволят разрешить проблемы в отраслях образования, здравоохранения, сельское хозяйство, культура, промышленность и др.
В 2002 году финансирование программы осуществлено на 56 объектах из 100, предусмотренных программой к реализации в Ставропольском крае до 2006 года. Общий объем финансирования программы в крае составил 3,4 млрд. рублей.
Реализация программы позволит повысить финансовую самообеспеченность Ставропольского края, сохранить и создать новые рабочие места, повысить уровень жизни населения и снизить социальную напряженность в крае.
Таблица 1. Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики Ставропольского края , млн. руб. (в 1997 г. млрд. руб.)[1]
|
Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики Ставропольского края , млн. руб. (в 1997 г. млрд. руб.)
По итогам 2002 года общий объём инвестиций в основной капитал края составил 17240,3 млн. рублей. Ставропольский край по объёму инвестиций в основной капитал занимает 26 место среди субъектов Российской Федерации, немного уступая Волгоградской, Иркутской областям, Хабаровскому краю и опережая Саратовскую и Томскую области. По оценкам рейтингового агентства Ставрополье занимает по кредитоспособности - 15 место, а по кредитному риску - 4 место. Край вошел в число 20 регионов России с наибольшим объемом капитальных вложений. Основные источники инвестиций в 2002 г. - собственные средства предприятий и организаций всех форм собственности и заемные средства других организаций.
Министерство экономического развития и торговли Ставропольского края оказывает значительное внимание формированию необходимых условий для привлечения частных инвестиций на территорию края с целью реализации эффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, для чего создана система гарантий инвесторам, в том числе иностранным.
Складывается практика организационного сопровождения наиболее перспективных проектов, оказания содействия в разрешении возникающих проблем, касающихся как местных, так и федеральных институтов власти.
Учитывая низкий удельный вес кредитов банков в структуре инвестиций правительство края создает систему стимулов для привлечения банковского капитала в реальный сектор экономики. В частности, отработан и широко применяется механизм долевого финансирования проектов за счёт бюджетных средств и кредитных ресурсов банков, позволяющих разделить риски и снизить стоимость заёмных средств для предприятий.
Непосредственным результатом создания благоприятного инвестиционного климата и активизации работы по принятию инвестиционного законодательства стал стремительный рост иностранных инвестиций в экономику края с 36,4 млн. долл. США в 1997 до 59,6 млн. долл. США в 2002 году. Основная доля иностранных инвестиций поступает в отрасль финансов и страхования и 31 % в строительство. За 2002 год общий объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику края, составил 59,6 млн. долл. США, что в 2,9 раза больше, чем в 2001 году. По состоянию на 01.01.2003 накопленный иностранный капитал в экономике края составил 241,4 млн. долларов США.
Таблица 2. Структура поступлений иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края за 2002 год[2]
|
Накоплено на начало 2002 года, млн. долларов США |
Поступило за 2002 год, млн. долларов США |
в % к |
2001 году |
итогу |
Всего |
199,0 |
59,6 |
в 2,9 р. |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
прямые |
97,5 |
33,9 |
в 1,9 р. |
56,9 |
взносы в капитал |
85,9 |
26,9 |
в 1,7 р. |
45,1 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий |
5,4 |
2,6 |
в 1,7 р. |
4,4 |
прочие прямые инвестиции |
6,2 |
4,4 |
в 11 р. |
7,4 |
портфельные инвестиции |
4,2 |
17,8 |
в 12,7 р. |
29,9 |
акции и паи |
4,2 |
0,2 |
14,3 |
2,3 |
прочие инвестиции |
97,3 |
7,9 |
в 4,2 р. |
13,2 |
торговые кредиты |
3,7 |
2,1 |
в 10,5 р. |
3,6 |
прочие кредиты |
82,3 |
5,7 |
в 3,4 р. |
9,6 |
На территории Ставропольского края действует 68 предприятий с участием иностранного капитала. Наиболее крупные предприятия созданы с участием инвесторов из США и стран Европейского сообщества. Среди них такие известные в своих отраслях фирмы, как компания "Кока-Кола" и "Хайнц".
На базе крупнейшего на юге России автотранспортного предприятия "Совтрансавто - Минеральные Воды" инвесторами из Германии создано дочернее предприятие " Евразия-транзит" с парком автомобилей в 200 автопоездов фирмы "Мерседес-Бенц". В крае осуществлен проект Каспийского Трубопроводного Консорциума по перекачке нефти Тенгизского месторождения в Казахстане на нефтяной терминал в г. Новороссийске.
По экспертным оценкам (Рейтинговое агентство "Эксперт", 2000) Ставропольский край по двум основным самостоятельным характеристикам: инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску относится к лучшей трети субъектов Российской Федерации. За последнее время его позиции в рейтинге значительно выросли с 46 места в 1996 г. до 30 места в 2000 г. (в 1997 - 34 место) по инвестиционному потенциалу. В рейтинге инвестиционных рисков он занимает 21 место.
По текущему финансовому положению край относится к группе со средней обеспеченностью обязательств собственными доходами. Учитывая долю финансовой помощи в доходе регионального бюджета, коэффициент налоговых усилий по прибыли и зарплате, долю зачетов в налогах и долю собранных налогов в начисленных, край принадлежит к группе регионов со средними перспективами изменения финансовой ситуации.
В период с 1998-2000 гг. развитие экономики Ставропольского края, с точки зрения инвестиционной политики, характеризовалось как «фаза кризиса и депрессии». В этот период господдержки удостаивались в основном сельскохозяйственные предприятия и предприятия производящие традиционную конкурентоспособную продукцию. Политику Правительства Ставропольского края в 2000-2001 гг., когда финансировались «векторы стабильной деятельности», можно характеризовать как «политику встраивания Ставропольского края в сферу внешнеэкономической деятельности и создания базы привлечения инвестиций» (политика выжидания).
В настоящее время процесс «встраивания» закончился. Создана минимально необходимая база привлечения инвестиций. Экономика края плавно переходит в следующую фазу - «фазу инвестиционного оживления и подъема». На этом этапе господдержка инноваций и расширение освоения рыночных ниш - «точек роста региональной экономики» и в частности индустрии туризма, обеспечивает интенсивный приток прямых инвестиций.
Политику Ставрополья на данном этапе развития экономики края, с точки зрения инвестиционной политики, можно характеризовать как «политику опережающего реагирования на запросы инвесторов и тенденций мировой экономики» (политика рывка).
Основной задачей нынешнего этапа становится «провоцирование инвестиционного бума».
[1] По данным Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края
[2] По данным Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края