Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Обеспечение самодостаточности и воспроизводственной целостности региона непосредственно связано с накоплением и использованием богатства. Поскольку любой регион не является анклавной территорией, а тесно связан с экономикой страны в целом, его богатство необходимо рассматривать лишь как часть национального богатства.

В этой связи правительство Ставропольского края призвано решать задачу создания действенных рыночно-мотивационных механизмов устойчивой инвестиционной активности населения и предпринимателей, задачу страхования рисков, обеспечения гарантий отечественным и зарубежным инвесторам, а также проблемы технологии перелива инвестиционного потенциала из финансового в производственный сектор экономики и отработки механизма превращения денежных вкладов (сбережения) населения и краткосрочно высвобождаемых оборотных средств предприятий в долгосрочно используемые инвестиционные ресурсы.

Сегодняшнее состояние инвестиционной деятельности в крае определяется взаимодействием совокупности факторов и условий:

  • мерой действенности и устойчивости инвестиционных мотиваций, обусловленных степенью благоприятности (или неблагоприятности) общего инвестиционного климата в России;
  • подавленной рыночной реакцией потенциальных инвесторов на трансформационные преобразования в экономике, а также на ситуацию в сфере кредитной, налоговой, таможенной политики;
  • собственными индивидуальными инвестиционными установками предпринимателей и их структур.

Программой "Юг России" (Постановление Правительства РФ от 08.08.01г. №581) за весь период ее действия предусмотрено реализовать в Ставропольском крае 100 мероприятий и инвестиционных проектов на сумму 10 млрд. 230 млн. рублей.

Финансирование федеральной целевой программы намечено осуществить за счет: средств федерального фонда развития регионов в размере 1 млрд. 364 млн. рублей; федерального бюджета через федеральные министерства и ведомства - 1 млрд. 33 млн. рублей; краевого и местных бюджетов - 1 млрд. 827 млн. рублей; различных внебюджетных источников (собственные средства предприятий, кредиты и др.) - 6 млрд. рублей.

При отборе проектов и мероприятий учитывались их значимость, экономическая эффективность и наличие соответствующей технико-экономической документации. Реализация проектов позволит создать условия для устойчивого развития региона, обеспечение геостратегических интересов России в этом регионе, улучшение социально-экономической обстановки по таким направлениям, как:

  • транспортный комплекс (реконструкция аэропорта Минеральные Воды, реконструкция участка дороги "Кавказ");
  • туристско-рекреационный, санаторно-курортный комплекс и экология (в перспективе курортная агломерация Кавказских Минеральных Вод должна сохранить (и по возможности нарастить) свои функции общефедерального центра санаторно-курортного лечения);
  • агропромышленный комплекс и перерабатывающая промышленность;
  • инфраструктура (коммунальное хозяйство, топливо и энергетика, водные ресурсы, газификация (балансовый запас месторождений в крае 45,6 млрд.куб.м.; газопровод Изобильное-Черное море-Анкара)).

Программные мероприятия позволят разрешить проблемы в отраслях образования, здравоохранения, сельское хозяйство, культура, промышленность и др.

В 2002 году финансирование программы осуществлено на 56 объектах из 100, предусмотренных программой к реализации в Ставропольском крае до 2006 года. Общий объем финансирования программы в крае составил 3,4 млрд. рублей.

Реализация программы позволит повысить финансовую самообеспеченность Ставропольского края, сохранить и создать новые рабочие места, повысить уровень жизни населения и снизить социальную напряженность в крае.

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики Ставропольского края , млн. руб. (в 1997 г. млрд. руб.)[1]

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Всего в отрасли экономики

4048,9

4248,1

7122,3

15865,1

16621,6

17240,3

в том числе (в % к итогу):

Промышленность

25,8

27,2

26,3

17,4

18,3

20,1

Торговля и общественное питание

2,7

3,1

2,4

1,4

3,3

2,3

Сельское (и лесное) хозяйство

5,7

9,4

8,2

5,1

16,3

9,7

Транспорт и Связь

16,2

15,8

25,4

51,9

33,5

50,0

Строительство

3,8

3,1

2,2

1,2

1,7

0,6

Жилищное хозяйство

29,5

32,4

27,6

14,9

15,5

4,6

Здравоохранение

3,1

1,2

1,4

2,7

4,9

4,3

Образование

1,4

0,4

0,9

0,6

0,8

1,3

 

Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики Ставропольского края , млн. руб. (в 1997 г. млрд. руб.)

По итогам 2002 года общий объём инвестиций в основной капитал края составил 17240,3 млн. рублей. Ставропольский край по объёму инвестиций в основной капитал занимает 26 место среди субъектов Российской Федерации, немного уступая Волгоградской, Иркутской областям, Хабаровскому краю и опережая Саратовскую и Томскую области. По оценкам рейтингового агентства Ставрополье занимает по кредитоспособности - 15 место, а по кредитному риску - 4 место. Край вошел в число 20 регионов России с наибольшим объемом капитальных вложений. Основные источники инвестиций в 2002 г. - собственные средства предприятий и организаций всех форм собственности и заемные средства других организаций.

Министерство экономического развития и торговли Ставропольского края оказывает значительное внимание формированию необходимых условий для привлечения частных инвестиций на территорию края с целью реализации эффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, для чего создана система гарантий инвесторам, в том числе иностранным.

Складывается практика организационного сопровождения наиболее перспективных проектов, оказания содействия в разрешении возникающих проблем, касающихся как местных, так и федеральных институтов власти.

Учитывая низкий удельный вес кредитов банков в структуре инвестиций правительство края создает систему стимулов для привлечения банковского капитала в реальный сектор экономики. В частности, отработан и широко применяется механизм долевого финансирования проектов за счёт бюджетных средств и кредитных ресурсов банков, позволяющих разделить риски и снизить стоимость заёмных средств для предприятий.

Непосредственным результатом создания благоприятного инвестиционного климата и активизации работы по принятию инвестиционного законодательства стал стремительный рост иностранных инвестиций в экономику края с 36,4 млн. долл. США в 1997 до 59,6 млн. долл. США в 2002 году. Основная доля иностранных инвестиций поступает в отрасль финансов и страхования и 31 % в строительство. За 2002 год общий объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику края, составил 59,6 млн. долл. США, что в 2,9 раза больше, чем в 2001 году. По состоянию на 01.01.2003 накопленный иностранный капитал в экономике края составил 241,4 млн. долларов США.

Таблица 2. Структура поступлений иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края за 2002 год[2]

 

Накоплено на начало 2002 года, млн. долларов США

Поступило за 2002 год, млн. долларов США

в % к

2001 году

итогу

Всего

199,0

59,6

в 2,9 р.

100

в том числе:

 

 

 

 

прямые

97,5

33,9

в 1,9 р.

56,9

взносы в капитал

85,9

26,9

в 1,7 р.

45,1

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий

5,4

2,6

в 1,7 р.

4,4

прочие прямые инвестиции

6,2

4,4

в 11 р.

7,4

портфельные инвестиции

4,2

17,8

в 12,7 р.

29,9

акции и паи

4,2

0,2

14,3

2,3

прочие инвестиции

97,3

7,9

в 4,2 р.

13,2

торговые кредиты

3,7

2,1

в 10,5 р.

3,6

прочие кредиты

82,3

5,7

в 3,4 р.

9,6

На территории Ставропольского края действует 68 предприятий с участием иностранного капитала. Наиболее крупные предприятия созданы с участием инвесторов из США и стран Европейского сообщества. Среди них такие известные в своих отраслях фирмы, как компания "Кока-Кола" и "Хайнц".

На базе крупнейшего на юге России автотранспортного предприятия "Совтрансавто - Минеральные Воды" инвесторами из Германии создано дочернее предприятие " Евразия-транзит" с парком автомобилей в 200 автопоездов фирмы "Мерседес-Бенц". В крае осуществлен проект Каспийского Трубопроводного Консорциума по перекачке нефти Тенгизского месторождения в Казахстане на нефтяной терминал в г. Новороссийске.

По экспертным оценкам (Рейтинговое агентство "Эксперт", 2000) Ставропольский край по двум основным самостоятельным характеристикам: инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску относится к лучшей трети субъектов Российской Федерации. За последнее время его позиции в рейтинге значительно выросли с 46 места в 1996 г. до 30 места в 2000 г. (в 1997 - 34 место) по инвестиционному потенциалу. В рейтинге инвестиционных рисков он занимает 21 место.

По текущему финансовому положению край относится к группе со средней обеспеченностью обязательств собственными доходами. Учитывая долю финансовой помощи в доходе регионального бюджета, коэффициент налоговых усилий по прибыли и зарплате, долю зачетов в налогах и долю собранных налогов в начисленных, край принадлежит к группе регионов со средними перспективами изменения финансовой ситуации.

В период с 1998-2000 гг. развитие экономики Ставропольского края, с точки зрения инвестиционной политики, характеризовалось как «фаза кризиса и депрессии». В этот период господдержки удостаивались в основном сельскохозяйственные предприятия и предприятия производящие традиционную конкурентоспособную продукцию. Политику Правительства Ставропольского края в 2000-2001 гг., когда финансировались «векторы стабильной деятельности», можно характеризовать как «политику встраивания Ставропольского края в сферу внешнеэкономической деятельности и создания базы привлечения инвестиций» (политика выжидания).

В настоящее время процесс «встраивания» закончился. Создана минимально необходимая база привлечения инвестиций. Экономика края плавно переходит в следующую фазу - «фазу инвестиционного оживления и подъема». На этом этапе господдержка инноваций и расширение освоения рыночных ниш - «точек роста региональной экономики» и в частности индустрии туризма, обеспечивает интенсивный приток прямых инвестиций.

Политику Ставрополья на данном этапе развития экономики края, с точки зрения инвестиционной политики, можно характеризовать как «политику опережающего реагирования на запросы инвесторов и тенденций мировой экономики» (политика рывка).

Основной задачей нынешнего этапа становится «провоцирование инвестиционного бума».


[1] По данным Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края

[2] По данным Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края