Цель работы - сравнить уровни стрессоустойчивости студентов и студенток, определяемые по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма.
Наблюдения были проведены на 30 студентках в фолликулиновую фазу менструального цикла и 28 студентах. До и при действии стрессорного фактора (итоговое занятие) у испытуемых по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма определяли уровень стрессоустойчивости. По результатам пробы они были разбиты на три группы.
У первой группы лиц (8 студенток и 5 студентов) параметры сердечно-дыхатель-ного синхронизма при действии стрессорного фактора достоверно не изменялись. Ширина диапазона синхронизации у них была наибольшей, длительность развития на минимальной границе диапазона - наименьшей. Отсутствие изменений параметров на стрессорный фактор, широкий диапазон синхронизации и наименьшая длительность развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона позволили предположить у них высокий уровень стрессоустойчивости. Однако у студенток в фолликулиновую фазу менструального цикла ширина диапазона синхронизации была больше, чем у студентов, на 33,0%, а длительность развития меньше, чем у студентов, на 17,7%. Это свидетельствует о больших функционально-адаптационных возможностях организма студенток в фолликулиновую фазу менструального цикла, чем у студентов в группе лиц с высоким уровнем стрессоустойчивости.
Во второй группе испытуемых (12 студенток и 11 студентов) при действии стрессорного раздражителя, по отношению к исходным значениям, ширина диапазона синхронизации уменьшалась у студенток на 13,4%, у студентов на 22,4% при достоверно одинаковых исходных значениях. Длительность развития на минимальной границе диапазона увеличивалась. Значения длительности развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона во время действия стрессорного раздражителя у студенток и студентов достоверно не отличались. Ширина диапазона синхронизации у испытуемых второй группы была меньше, а длительность развития на минимальной границе больше, чем соответствующие параметры у лиц первой группы. Эти студенты были отнесены к лицам с умеренным уровнем стрессоустойчивости. Более широкий диапазон сердечно-дыхательного синхронизма при действии стрессорного раздражителя указывает на большие функционально-адаптационные возможности организма студенток в фолликулиновую фазу менструального цикла, чем у студентов в группе лиц с умеренным уровнем стрессоустойчивости.
У третьей группы испытуемых (10 студенток и 12 студентов) под действием стрессорного раздражителя происходили большие изменения параметров сердечно-дыхательного синхронизма. По сравнению с исходными значениями, ширина диапазона синхронизации уменьшалась: у студенток - на 21,6%, у студентов - на 29,9%. Длительность развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона синхронизации под действием стрессорного фактора увеличивалась, но ее значения у студенток и студентов достоверно не различались. Ширина диапазона синхронизации у лиц третьей группы была наименьшей, а длительность развития на минимальной границе - наибольшей. Уменьшение ширины диапазона синхронизации и увеличение длительности ее развития свидетельствуют о снижении функционально-адаптационных возможностей организма. Их уровень стрессоустойчивости был расценен как низкий. В то же время у студенток большее, чем у студентов значение ширины диапазона синхронизации во время действия стрессорного фактора, указывает на наличие у них больших функционально-адаптационных возможностей организма.
Таким образом, при сопоставлении данных определения уровня стрессоустойчивости по параметрам сердечно-дыхательного синхронизма у студенток и студентов показано, что стрессоустойчивость у студенток в фолликулиновую фазу менструального цикла выше, чем у студентов.