Думается, что подобные оптимистические прогнозы совершенно не учитывают правосознания россиян, коренным образом отличающееся от правосознания граждан западных демократий. Какова же причина всеобщего правового нигилизма, ставшего в настоящее время бичом России?
Главный источник рассматриваемого явления сегодня - это общее состояние российского общества. Именно в пореформенные периоды общественного развития возрастает общая неуверенность в будущем и
опасение за свои судьбы, усиливаются противоречия в самом народе, и противоречия между государственной властью и обществом, между правительством и народными массами.
Социальная напряженность и безысходность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, региональный сепаратизм, дезинтеграция, сложность криминогенной обстановки, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое породили и резко обострили разочарование в надеждах, традиционно возлагавшихся на помощь со стороны государства. Появилось недоверие и неуважение к правительству, что, естественно, подорвало его авторитет. Произвол, своеволие, непорядок во власти, коррумпированность
чиновников[3], игнорирование правовых и иных социальных норм достигли критической точки. Если в периоды спокойного развития общества народ питает естественную неприязнь к диктаторству и авторитаризму, то в смутные времена бонапартизм начинает казаться единственным спасением. В такой ситуации, когда люди испытывают страх, растерянность, отчаяние у большинства народа создалась тяга к «сильной руке», что отодвигает право в сторону. Все эти сложившиеся условия не только способствуют проявлению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его.
Исходя их сложившейся ситуации, стало очевидно: страна остро нуждается как в правовой, так и в социально-экономической и политической стабилизации. Хотя именно правовая стабилизация, уважение законов в немалой степени будет способствовать упрочению положения дел во всех других областях.
Действующая Конституция РФ призвана была с самого начала нормализовать обстановку, обеспечить эффективную деятельность всех государственных и политических институтов. В литературе существует мнение, что проблема заключается в том, что принятая на референдуме Конституция имеет недостаточную легитимность[4] и социальную базу (и поддержана лишь третью электората), что затрудняет достижение на основе ее прочного гражданского мира и согласия. В статье «Легитимна ли нынешняя власть в России?» М. Краснов пишет: «Живя долгое время при господстве власти, а не при господстве права, мы смешивали закон и право, Конституцию и конституционный строй. Все, что исходило от власти, то и считалось правовым. Но в демократической системе координат даже не все нормы Конституции считаются правовыми, если они, скажем, нарушают принцип разделения властей»[5]. К тому же в обществе до сих пор не развеяны сомнения относительно законности процедуры подготовки, проведения и подведения итогов референдума, самого факта одобрения Основного Закона страны положенным числом избирателей. В печати, политических кругах развернулась оживленная дискуссия по поводу необходимости внесения в этот документ ряда поправок и изменений, направленных на перераспределение власти, совершенствование механизма сдержек и противовесов[6].
[1] Идея гражданского общества уже органически вплелась в общую культуру человечества как представление о его нормальном, цивилизованном бытии и состоянии, как о способе реализации и существования общечеловеческих ценностей.
[2] РДП «ЯБЛОКО» - партия конституционной демократии. Для того чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции.. РДП «ЯБЛОКО» добивается реализации этих прав и свобод в полном объеме, настаивая на том, что правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть.
[3] Следует отметить, коррупция - это не только внешняя болезнь российского общества, это еще и стержень системы функционирования нашего государства. У нас получается, что каждый гражданин живет и работает не на правовом поле, очерченном писаным законом, а в рамках нарушений этого закона, допущенных контролирующими органами, которым оплачивается некий «налог» за расширение этих рамок.
[4] Легитимность от лат. Legitimus - (согласный с законами, законный, правомерный) - политико-правовое понятие, означающее положительную оценку населением страны, общественным мнением (в том числе и зарубежным) действующих в государстве властных институтов, признание их правомерности // Юридический энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В. Е. Крупских. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. С. 194.
[5] Краснов М. Легитимна ли нынешняя власть в России? // Российская юстиция. 1997. № 12. С. 5.
[6] См. «круглый стол» на тему: Конституционные институты в России: эволюция или новая революция? Может ли ельцинская Конституция быть гарантом гражданского мира? // Независимая газета. 1997. 13 марта; Стабильность Конституции - основа развития государства // Российская юстиция. 1997. № 4.