Например, В.Н. Кудрявцев считает, что «преступное поведение есть процесс, развертывающийся в пространстве и времени и включающий внешние, объективные действия, образующие состав преступления, а также внутренние, предшествующие им психологические явления, которые детерминируют совершение преступления»[1]. Также в литературе встречается мнение, что «преступное поведение рассматривается как более широкое понятие, чем преступление в уголовно-правовом смысле»[2].
Ю.М. Антонян считает иначе: «Принято думать, что преступное поведение - более широкое понятие, чем преступление. Это заблуждение, поскольку оба термина подразумевают одно и то же явление социальной жизни. Разница между ними состоит лишь в том, что первый описывает и оценивает его с правовых, а второй - с криминологических, точнее криминолого-психологических позиций. Но речь всегда идет об одном и том же»[3].
Действительно, Уголовным законодательством категорически предписано, что «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания» (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Поэтому, на наш взгляд, будет преждевременным считать, что те психологические явления, которые предшествуют совершению преступления, тоже относятся к преступному поведению. Эти явления будут отражать лишь криминогенную мотивацию поведения личности вообще, но пока в деянии субъекта не будет признаков состава преступления, его поведение нельзя считать преступным.
Можно сказать, что любому объективно проявившемуся действию предшествует субъективный элемент, то есть формирование определенного намерения, определенного мотива. Мотив действительно может быть криминогенным, но пока этот мотив не трансформировался в поступок, запрещенный Уголовным законом, нельзя говорить о преступном деянии субъекта, как нельзя привлечь к уголовной ответственности лицо лишь за обнаружение преступного умысла. Мотив, как и умысел, может исчезнуть при каких-либо обстоятельствах, и тогда лицо не совершит преступление. Лишь когда в наличии имеются конкретные, реальные действия, воплощающие подобный умысел, тогда и можно говорить о преступном поведении субъекта.
Поэтому можно согласиться с вышеуказанным мнением Ю.М. Антоняна, а также с мнением Г.Ш. Глонти, который считает, что «преступное поведение - это процесс, развертывающийся в пространстве и времени и включающий конкретные действия субъекта, образующие объективную сторону преступления»[4]. Таким образом, все психологические явления и криминогенные детерминанты будут являться ни чем иным, как причинами конкретного преступления.
Несколько иначе определяется понятие «механизм преступного поведения». Вот здесь уже можно согласиться с определением В.Н. Кудрявцева, который считает, что «механизм преступного поведения - это связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение»[5].
Для рассмотрения понятия «механизм преступного поведения» рассмотрим сначала понятие «механизм».
«Механизм - система движений или событий, а также устройство или приспособление, в котором и посредством которого совершаются эти движения, определяемые законами природы»[6].
Другими словами, механизм - это система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности; последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-либо действие или явление.
Именно механизм преступного поведения показывает, как зарождается преступное поведение, как из обычного поведения субъекта оно перерастает в уголовно наказуемое, и как это преступное поведение угасает и вновь переходит в непреступное. Ведь отклонение поведения от нормы, его мотивация, планирование преступного действия есть ни что иное, как зарождение преступного поведения, это - первые элементы (звенья, стадии) механизма преступного поведения. Причем, в механизме следует учитывать и поведение субъекта после совершенного им преступления, так как это поведение будет характеризоваться напряженной эмоциональной окраской, переживаниями лица, совершившего преступление, поэтому данное поведение и будет являться последней стадией механизма преступного поведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что преступное поведение - это такое поведение субъекта, характеризующееся взаимодействием личности человека и особенностями внешней среды, которое содержит в себе все признаки состава преступления.
Механизм же преступного поведения является системой, состоящей из четырех взаимосвязанных элементов: формирование мотивации преступного поведения, принятие решения о совершении преступления и его планирование, исполнение решения и постпреступное поведение. Данная система находится в неразрывной связи с особенностями внешней среды и характеристиками личности правонарушителя.[1] Кудрявцев В.Н. Механизм преступного поведения. Юридическая психология / Под ред. Т.Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 112.
[2] Криминология: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Долговой. М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 67.
[3] Антонян Ю.М. Понятие преступного поведения / Криминологические проблемы преступного поведения. Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. С. 3.
[4] Глонти Г.Ш. О механизме преступного поведения / Криминологические проблемы преступного поведения: Сборник научных трудов. М: ВНИИ МВД СССР, 1991. С. 12
[5] Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С. 112.
[6] Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 266.