Общество, в котором будут преобладать интеллектуальные работники, а знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, в скором времени предъявит жесткие требования к общеобразовательной и профессиональной школе, к социальной деятельности и ответственности людей. Уже сегодня возникает необходимость переосмысления понятий «профессионализм», «образованность», «компетентность», «функциональная грамотность». В этой связи отечественное образование призвано стать принципиально иным - инновационным. Решение такой задачи лежит в плоскости реализации идей развития образования как целостной системы.
Первая идея - гуманизация образования как коренной поворот от его технократической цели - обеспечения производства кадрами, их приспособления к нуждам производства - к гуманистическим целям становления и развития личности, создания условий для ее самоопределения и самореализации (образование - личность).
Вторая идея - демократизация образования как переход от жесткой централизованной и единообразной системы организации обучения к созданию условий для каждого учебного заведения, каждого преподавателя и обучающегося с целью их полного раскрытия своих возможностей и способностей (образование - общество).
Третья идея - опережающее образование, при котором уровень образования людей, уровень личностного развития будут опережать и формировать уровень развития производства, его технологий (образование - производство).
Четвертая идея - непрерывность образования как переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь».
В свете перечисленных идей иным видится и содержание образования. Следует заметить, что до сих пор ни в одной стране мира не создано общей теории содержания профессионального образования. Подход к определению содержания высшего образования в России до недавнего времени был наиболее близок к теории функционального материализма, хотя дополнительно выдвигались разнообразные принципы и критерии его построения. В основе названной теории лежит положение об интегральной связи познания и деятельности. Ее сторонники считают, что основным критерием отбора и построения содержания должен быть мировоззренческий, а в самом содержании должна отражаться «ведущая идея». Опираясь на эту теорию, при построении системы содержания следует ориентироваться на принципы целенаправленности, научности, комплексности, приоритетности, рациональности, реализуемости. На наш взгляд, эту совокупность принципов следует дополнить теми, которые вытекают из деятельностного подхода - целостности, динамичности, противоречивости, амбивалентности, открытости.
В последние годы получила признание теория личностно ориентированного образования, согласно которой предполагается отказ от традиционной дисциплинарной технологии построения образовательных систем и переход к конструированию личностно ориентированной модели содержания образования. В этой связи представляется целесообразным выделение системы принципов, характеризующих процессы личностного развития человека, которая может служить надежной предпосылкой и достаточно крепким основанием для построения содержания вузовского образования: творческого характера развития личности; ведущей роли социокультурного контекста развития; совместной деятельности и диалогического общения; активного деятеля; интериоризации и экстериоризации; гетерохронности развития и др.
При проектировании содержания вузовского образования многие исследователи обращаются к так называемому деятельностному подходу как наиболее рациональному, последовательному и научно обоснованному с точки зрения прогностического анализа профессиональной деятельности.
И все же в реальной практике вузов нет четко сформулированных принципов и критериев отбора содержания. По этой причине считаем важным выделить те принципы, которые, на наш взгляд, выполняют системообразующую роль при его отборе и построении: генерализации целей; интеграции; связи теории и практики; создания резерва; системности; преемственности; профессиональной направленности; мотивации; проблемности; целостности и гармонии; индивидуализации и дифференциации.
В образовательном процессе содержание, структурированное на макроуровне, подвергается дидактическому преломлению на уровне проектирования учебных дисциплин. В этой связи можно предложить ряд принципов, к выделению большинства из которых мы подходим с позиции антинонимичности. Охарактеризуем эти принципы.
Принцип полярности. Согласно данному принципу для каждого феномена существует антифеномен. Оба важны в зависимости от ситуации. В отношении содержания образования этот принцип проявляется в поиске постоянных компромиссов: объемов информации, временных границ ее освоения, распределения по уровням и ступеням, целесообразности одновременного изучения или распределения во времени, объединения информации или ее расчленения и т.п.
Принцип «превращение-фиксация». Знания, умения, духовный мир личности подвержены постоянным изменениям: одни знания по мере их обогащения превращаются в другие; одни умения заменяются другими. Однако на определенном этапе жизни или учебной деятельности знания и умения «застывают», сохраняя постоянство на некоторый период (иногда довольно продолжительный). Затем начинается новый виток превращений за счет обогащения прежних знаний, накопления нового опыта и т.п. Таким образом, процесс этот носит непрерывный характер.
Принцип «порядок-беспорядок». Если знания не систематизированы и не структурированы, они носят фрагментарный, хаотичный «лоскутный» характер. Применение системного подхода позволяет придать знаниям характер целостности, логичности. Однако порядок структуры может быть разрушен за счет вторжения разного рода внешних факторов, разрывающих вертикальные и горизонтальные связи внутри системы.
Принцип «движение-статичность». Знание находится в постоянном движении. В этом процессе ведущая роль принадлежит закону преемственности и последовательности развития. Это закон выступает основой для установления уровней содержания образования и уровней его освоения. Поступательный процесс развития знаний происходит по спирали с превращением количества в качество. На отдельных этапах развития знания могут приобретать относительную завершенность, статичность.
Принцип «накопление-утрата информации». В учебном процессе происходит накопление разнообразной информации. В одних случаях она играет доминирующую роль, в других - второстепенную. Личность в ходе овладения информацией как бы «фильтрует» ее, отбирая главное для длительного пользования. В этом процессе часть информации утрачивается либо за ненадобностью с позиции личности, либо в силу действия психо-физиологических факторов.
Принцип «самостоятельность-зависимость». Содержание образования - самостоятельный компонент дидактической системы. Однако эффективность его функционирования обусловлена многими причинами: правильностью отбора, адекватностью целям, формам, методам и средствам обучения. Кроме того, содержание становится достоянием личности лишь при условии активного овладения им. В противном случае оно оказывается лишь моделируемым идеалом.
Принцип «единство-дифференциация». Каждый уровень содержания в целостной системе образования относительно автономен. Это проявляется в его самодостаточности, завершенности, самостоятельности. Вместе с тем все компоненты содержания того или иного уровня взаимодействуют, связаны вертикальными и горизонтальными логическими связями, обеспечивая достижение общих целей образования. Таким образом, единство достигается в целом, дифференциация - в конкретном.
Принцип «вариабельность-унификация». В своей основе содержание высшего образования едино - в нем присутствует некое определяющее начало, обуславливающее нацеленность его на профессию. Кроме того, в содержании каждой специальности также выделяется компонент, направляющий подготовку данного специалиста. Однако новые тенденции в развитии общества и науки вызывают необходимость обращения к новым вариантам подготовки специалистов, введению новых учебных дисциплин.
Принцип «постановка-утрата приоритетов». Изменение целевых функций образования привело к повышению значимости одного содержания и перевода в ранг подчиненности другого. Так произошло с общенаучным и социокультурным знанием, получившим сегодня большую значимость. Смена приоритетов происходит с течением времени и в зависимости от уровня получаемого образования.
Принцип «адаптивность-неадаптив-ность». Некоторые науки, входившие в состав содержания образования, весьма гибко адаптируются к новым целям и задачам высшей школы. Другие же не способны к модификации и потому нуждаются в коренном изменении. Более того, ряд учебных дисциплин в новых условиях утрачивают свою актуальность и должен быть исключен из содержания образования. Наоборот, в силу действия новых факторов идет процесс формирования ранее не свойственных высшей школе учебных дисциплин.
Принцип «открытость-закрытость». Содержание вузовского образования обладает определенными границами. Их наличие обусловлено временными факторами, целями профессиональной подготовки, границами применимости самого научного знания. Однако система образования и ее содержание являются открытыми для информационных потоков, что гарантирует их непрерывное развитие.