Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Для того чтобы подготовить выпускников к работе в конкурентной, профессиональной среде, весь образовательный процесс в вузе должен быть нацелен на создание педагогических условий, обеспечивающих воспитание конкурентоспособных качеств личности. Между тем, практика подготовки специалистов свидетельствует о наличии глубоких противоречий между требуемым уровнем, направленностью и содержанием подготовки специалистов и традиционным подходом к организации обучения, формирования его содержания, определению приоритетов.

Государственный стандарт нуждается в дополнении положения модели специалиста, сформированного как личность, обладающего жизнестойкими качествами: самостоятельный, инициативный, толерантный, ответственный, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, конкурентоспособный, обладающий волей, интуицией, стремлением учиться. Высшая школа должна быть нацелена не только на усвоение определенной суммы знаний будущим специалистом, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей.

Приступая к разработке целостной модели конкурентоспособного специалиста, мы учитывали личностную и творческую стороны деятельности специалиста. Наша модель должна обладать жизнестойкими качествами необходимыми для противостояния неблагоприятным факторам, жизненным неудачам и невзгодам, для осознания себя полноценной, развивающейся личностью, имеющей контроль над своим личностным потенциалом, обладающей сильной мотивацией и легко умеющей вступать в конкурентную борьбу. В нашем исследовании мы выделяем компоненты с наиболее приоритетными качествами конкурентоспособного специалиста.

Таблица 1

КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ

СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТА

1. Когнитивный

Уровень теоретической подготовки будущих специалистов

2. Процессуальный

Совокупность умений и навыков

3. Мотивационный

Мотивационная готовность и направленность получения образования

Мотивационные составляющие конкурентоспособной личности

4. Личностный

Личностные качества конкурентоспособного специалиста, необходимые для успешной конкуренции на рынке труда

5. Направленность личности

Круг интересов

Направленность на профессиональную деятельность

6. Механизмы «Само»

Осознание студентом своих возможностей.

Сознательная самодеятельность личности, которая ставит целью использование своих возможностей на благо профессионального и личностного роста

Данная модель конкурентоспособного специалиста позволяет понять с какими профессиональными качествами выйдут специалисты, как они смогут приспособиться к суровой действительности; какой компонент развит сильнее, какой слабее, на что требуется обратить внимание в дальнейшем нам как педагогам и самому будущему специалисту. На основе этой модели, возможно, проследить разносторонние трудовые навыки и умения, высокое профессиональное мастерство, способность выполнять различные виды работ.

В исследовании приняли участие студенты института механизации сельского хозяйства Дальневосточного государственного аграрного университета г. Благовещенска. Всего в обследовании приняли участие 200 респондентов 1-3 курсов, в число которых вошли студенты экспериментальной группы (ЭГ). Для экспериментальной группы нами были взяты студенты 1 курса института механизации сельского хозяйства (ИМСХ) по специальности 190601 - «Автомобили и автомобильное хозяйство».

Для оценки сформированности конкурентоспособных качеств будущего специалиста нами были выделены три уровня (высокий, средний, низкий) на основе экспертной оценки.

Для выявления сформированности когнитивного компонента у будущих конкурентоспособных специалистов, нами был проведен анализ «Государственного образовательного стандарта ВПО». Мы выделили перечень знаний, необходимых будущему специалисту и провели анкету «Выявление сформированности когнитивного компонента» Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

 

всего

В

(%)

С

(%)

Н

(%)

Законы, постановления, нормативные документы,

касающиеся выполняемой работы

 

85.5

 

14.5

 

-

Зарубежный и отечественный опыт науки

и техники в выполняемой работе

42

34

1

Основы публичной речи (доклад, устное сообщение)

 

45

 

52.5

 

2.5

Иностранный язык

44

54

2

Основы трудового законодательства

53.5

45.5

1

Специальную научно-техническую литературу по соответствующей области деятельности

 

43

 

51.5

 

5.5

Этику и культуру делового общения

 

45.5

49.5

5

Процессуальность деловых переговоров

43

53.5

3.5

Психологию

39.5

54.5

6

Экономическую ситуацию на мировом рынке

46.5

48.5

5

Результаты показали, что на первое место студенты вынесли знание законов, постановлений и нормативных документов, касающихся выполняемой работы (85.5%). Знаниям основ трудового законодательства также отводится ведущее место (53.5%). Из данного опроса мы усмотрели, что респондентов в значительной мере (46.5%) интересует экономическая ситуация на мировом рынке. Они видят необходимость в знании этики и культуры делового общения (45.5%). Мы несколько обеспокоены тем фактом, что знанию иностранного языка отводится далеко не ведущее место (44%). Они не осознают в значительной мере всевозрастающую роль иностранного языка в своей будущей профессиональной деятельности.

Следовательно, значимость когнитивного компонента для дальнейшей конкурентоспособной борьбы на рынке труда недостаточно сформирована у студентов. Они не до конца осознают необходимость теоретических знаний в различных предметных областях для дальнейшей успешной деятельности. И всё же, уровень когнитивного компонента мы расцениваем как достаточно высокий.

Для оценки сформированности процессуального компонента мы предложили анкету «Выявление уровня сформированности процессуального компонента модели подготовки конкурентоспособного специалиста» В табл. 3 нами представлены результаты этого исследования.

Таблица 3

 

всего

В

(%)

С

(%)

Н

(%)

Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

 

86

 

13.5

 

0.5

Умение осуществлять информационный поиск на сайтах зарубежных партнёров

 

23.5

 

75

 

1.5

Умение использовать зарубежный опыт в своей работе.

 

37.5

 

55

 

2.5

Умение использовать хотя бы один иностранный язык в своей профессиональной деятельности.

 

51.5

 

46

 

2.5

Умение реализовать свои профессиональные качества

73

25

2

Умение понимать иноязычные тексты по широкому и узкому профилю своей специальности.

 

46

 

50.5

 

 

3.5

Умение применять информационные технологии в своей деятельности

 

54.5

 

44

 

1.5

Умение и способность продолжить обучение в иноязычной среде.

 

27.5

 

67.5

 

6.5

Умение переносить знания и умения в профессиональную область своей деятельности

 

54

 

45.5

 

0.5

Умение принимать решения в экстремальных ситуациях

76.5

23.5

-

Результаты показали, что на первом месте стоят умения аргументировано отстаивать свою точку зрения (86%) и умения принимать решения в экстремальных ситуациях (76.5%). Умение реализовать свои профессиональные качества (73%) оценивается респондентами тоже достаточно высоко. Умение использовать хотя бы один иностранный язык в своей профессиональной деятельности (51.5%) говорит о том, что уровень сформированности процессуального компонента респондентов выше среднего. Однако вызывает настороженность то, что студенты в этом перечне поставили на последние места умение и способность продолжить обучение в иноязычной среде (27.5%) и умение осуществлять информационный поиск на сайтах зарубежных партнёров (23.5%). Без приобретения этих умений мы не можем быть уверены, что выпускники смогут эффективно конкурировать на рынке труда.

Анкета «Выявление мотивационных установок, побуждающих к изучению иностранного языка» помогла нам выявить мотивы изучения студентами иностранного языка, которые мы отразили в табл. 4.

Таблица 4

 

всего

В

(%)

С

( %)

Н

(%)

Обязательная программа вузовского образования.

76

20.5

3.5

Стремление получить престижную работу за рубежом

22.5

54

23.5

Желание продолжить обучение за рубежом.

9.5

50

40.5

Возрастающая значимость иностранного языка в обществе.

34.5

55.5

10

Желание самоутвердиться.

26.5

58

15.5

Потребность в самосовершенствовании

30

57.5

12.5

Влияние близких, друзей и родителей.

10

44

46

Перспективы карьерного роста.

30.5

53.5

16

Желание познать традиции и обычаи страны изучаемого языка.

11.5

55

33.5

Дальнейшая учёба в аспирантуре

10

31

59

Полученные данные наглядно показывают, что мотивацией изучения иностранного языка, к сожалению, движет обязательная программа вузовского образования (76%). Респондентов не интересует ни дальнейшая учёба в аспирантуре (59%) ни желание продолжить обучение за рубежом (40.5%). Недостаточно высокими мотивами для них являются: желание самоутвердиться (58%), потребность в самосовершенствовании (57.5%), возрастающая значимость иностранного языка в обществе (55.5%), стремление получить престижную работу за рубежом (54%), перспективы карьерного роста (53.5%). Данные результаты показывают, что следует активизировать работу по формированию мотивационного компонента.

Изучая «Государственный образовательный стандарт ВПО» мы не нашли требований к формированию личностных качеств будущего конкурентоспособного специалиста, кроме как через все требования прослеживается, что выпускник должен обладать высокой работоспособностью. Нами была разработана и предложена анкета «Выявление личностных качеств будущего конкурентоспособного специалиста». В табл. 5 отражены результаты данного исследования.

Таблица 5

 

всего

В

(%)

С

(%)

Н

(%)

Ответственность

93.5

6

0.5

Работоспособность

93

7

 

Жизненная мудрость

38.5

59.5

2

Уверенность в себе

81

18

1

Креативность

51

44

5

Коммуникативность

67

30.5

2.5

Высокий уровень теоретической подготовки

48.5

48.5

3

Знание информационных технологий

52

47.5

0.5

Стремление к профессиональному росту

79

21

 

Потребность в саморазвитии

58

41

1

Быстрота принятия решений

57.5

42

0.5

Обязательность

55

42.5

2.5

Стремление к успеху

78

22

 

Умение решать нестандартные задачи

62.5

37.5

 

Самоорганизованность

72

27

1

В данных пилотажного исследования мы обнаружили, что студенты, на первое место ставят такое качество как ответственность (93,5%), работоспособность (93%), уверенность в себе (81%), стремление к профессиональному росту (79%), стремление к успеху (78%). Это говорит о том, что будущие специалисты знают о той ответственности, которую они должны нести, получая квалификацию и выполняя ту или иную работу. Следует отметить, что студенты отметили и другие необходимые качества личности, которыми должен обладать будущий специалист для успешного конкурирования на рынке труда - это коммуникативность (67%), умение решать нестандартные задачи (62.5%), быстрота принятия решений (57,5%).

Исходя из представленных результатов, следует отметить, что в целом, у студентов сформировано понятие личностных качеств конкурентоспособного специалиста. В основном все респонденты видят значимость конкурентоспособных качеств для будущего карьерного роста, в их помощи для дальнейшего самосовершенствования и для большей уверенности в жизни.

В период проведения констатирующего эксперимента всем участникам была предложена анкета «Выявление у студентов уровня сформированности личностного компонента направленности» для оценки сформированности направленности личности. Анализ анкетирования приведён в табл. 6.

Таблица 6

 

всего

В

(%)

С

(%)

Н

(%)

Увлечение музыкой.

34

43

23

Занятие спортом.

54

36.5

9.5

Участие в научных конференциях

4.5

46

49.5

Подготовку и проведение внеаудиторных мероприятий

7

44

49

Увлечение танцами.

6.5

23.5

70

Игру в команде КВН.

5.5

25.5

69

Чтение художественной литературы.

6.5

45

48.5

Изучение иностранного языка.

21.5

48.5

30

Овладение компьютерными технологиями в совершенстве.

31.5

60

8.5

Получение дополнительного образования.

40.5

47.5

12

Из полученных данных наглядно видно, что большинство показателей проходит по низкому уровню, а именно: игра в команде КВН (69%), увлечение танцами (70%), участие в научных конференциях (49.5%), чтение художественной литературы (48.5%), подготовка и проведение внеаудиторных занятий (49%). У студентов пока отсутствует готовность функционировать и полноценно развиваться в обществе. Своё предпочтение большинство студентов отдают занятию спортом (54%). Средний уровень сформированности компонента направленности образует овладение компьютерными технологиями в совершенстве (60%), изучение иностранного языка (48.5%) и получение дополнительного образования (47.5%). Таким образом, респонденты не совсем понимают: от чего зависит профессиональный рост и повседневная жизнь, поскольку не проявляют в должной мере свои способности и силы характера, характеризующие жизнестойкую личность. Проанализировав компонент направленности, нам стало очевидно, что в каждом студенте необходимо пробудить силы, преобразующие его дальнейшую профессиональную и повседневную жизнь. Саморазвитие студента - сознательная самодеятельность личности, которая ставит целью использование своих возможностей на благо профессионального и личностного роста. Профессиональное созревание специалиста и есть его личностно-профессиональное становление.

С целью определения уровня развития механизмов «Само» у студентов, возникла необходимость разработки и проведения анкеты «Выявление сформированности механизмов «Само»», результаты которой отражены в табл. 7.

Результаты показали, что высокий показатель имеют развитие самоуважения (59.5%), саморазвитие своих умений (60%), самовоспитание личностных качеств (50%) и физическая самоподготовка (59%). Студенты практически осознают, что для успешной профессиональной деятельности им необходимо заниматься самообразованием (51.5%), самообучением (51%), самореализацией самого себя (59.5%). При этом они недостаточно оценивают тот факт, что в условиях жесткой конкуренции современный специалист должен постоянно самосовершенствоваться, стремиться повышать свой профессиональный уровень, расширять кругозор и эрудицию. Поэтому самообучение (39%), самоанализ своей жизненной позиции (43%), самореализация (34%) не заняли лидирующего положения. Заметим, что самостоятельным изучением иностранного языка занимаются только 12% респондентов, а 35.5% и вовсе не стремятся к самостоятельному изучению.

Таблица 7

 

всего

В

(%)

С

(%)

Н

(%)

Самообразованием

38.5

51.5

10

Самовоспитанием личностных качеств

50

45.5

4.5

Саморазвитием своих умений

60

38

2

Самообучением

39

51

10

Самосовершенствованием профессиональных навыков

48.5

46.5

5

Самостоятельным изучением иностранного языка

12.5

52

35.5

Физической самоподготовкой

59

37.5

3.5

Самореализацией самого себя.

34.5

59.5

6

Самоанализом своей жизненной позиции

43

46

11

Развитием самоуважения

59.5

36.5

4

Подводя итоги проведенного опроса, нами сделан следующий вывод: студенты недостаточно оценивают важность своего самостоятельного развития личностных и профессиональных качеств, в результате чего можно говорить о недостаточной сформированности механизмов «Само» у анкетируемых. Из вышеизложенного следует, что педагогические условия нашего учебного заведения не активизируют воспитание навыков самостоятельного принятия решений и стимуляцию самостоятельной работы студентов в целом.Проведенный констатирующий эксперимент показал, что в институте механизации и автоматизации сельского хозяйства довольно слабая направленность учебного процесса на формирование конкурентоспособной личности, а уровень сформированности конкурентоспособных качеств у большинства студентов средний. Студенты не совсем готовы функционировать и полноценно развиваться в обществе; приспосабливаться к будущей суровой действительности; умения и навыки, способствующие успешному проживанию в обществе недостаточно развиты; недостаточно сформирована мотивационная основа, побуждающая студента к настойчивому достижению цели через самоутверждение, через способность реализовать свой личностный потенциал. Анализ констатирующего эксперимента показал, что в погоне за теоретической подготовкой студентов упускается возможность подготовки конкурентоспособной личности, обладающей мотивацией, энергией, жизнелюбием, продуктивностью и надеждой на успешную профессиональную жизнь. Необходимо заставить студентов мотивировать самих себя, путем создания сильных стимулов и побуждений, чтобы получить от жизни максимум возможного; помочь будущим специалистам в формировании ценностных ориентиров и «подтолкнуть» их к дальнейшей самореализации и саморазвитию, следующих на протяжении всей жизни; научить приспосабливаться и выигрывать, с готовностью брать на себя риск.

Результаты констатирующего эксперимента обусловили направленность нашей дальнейшей опытно-экспериментальной работы.