Для того чтобы подготовить выпускников к работе в конкурентной, профессиональной среде, весь образовательный процесс в вузе должен быть нацелен на создание педагогических условий, обеспечивающих воспитание конкурентоспособных качеств личности. Между тем, практика подготовки специалистов свидетельствует о наличии глубоких противоречий между требуемым уровнем, направленностью и содержанием подготовки специалистов и традиционным подходом к организации обучения, формирования его содержания, определению приоритетов.
Государственный стандарт нуждается в дополнении положения модели специалиста, сформированного как личность, обладающего жизнестойкими качествами: самостоятельный, инициативный, толерантный, ответственный, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, конкурентоспособный, обладающий волей, интуицией, стремлением учиться. Высшая школа должна быть нацелена не только на усвоение определенной суммы знаний будущим специалистом, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей.
Приступая к разработке целостной модели конкурентоспособного специалиста, мы учитывали личностную и творческую стороны деятельности специалиста. Наша модель должна обладать жизнестойкими качествами необходимыми для противостояния неблагоприятным факторам, жизненным неудачам и невзгодам, для осознания себя полноценной, развивающейся личностью, имеющей контроль над своим личностным потенциалом, обладающей сильной мотивацией и легко умеющей вступать в конкурентную борьбу. В нашем исследовании мы выделяем компоненты с наиболее приоритетными качествами конкурентоспособного специалиста.
Таблица 1
КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ |
СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТА |
1. Когнитивный |
Уровень теоретической подготовки будущих специалистов |
2. Процессуальный |
Совокупность умений и навыков |
3. Мотивационный |
Мотивационная готовность и направленность получения образования Мотивационные составляющие конкурентоспособной личности |
4. Личностный |
Личностные качества конкурентоспособного специалиста, необходимые для успешной конкуренции на рынке труда |
5. Направленность личности |
Круг интересов Направленность на профессиональную деятельность |
6. Механизмы «Само» |
Осознание студентом своих возможностей. Сознательная самодеятельность личности, которая ставит целью использование своих возможностей на благо профессионального и личностного роста |
Данная модель конкурентоспособного специалиста позволяет понять с какими профессиональными качествами выйдут специалисты, как они смогут приспособиться к суровой действительности; какой компонент развит сильнее, какой слабее, на что требуется обратить внимание в дальнейшем нам как педагогам и самому будущему специалисту. На основе этой модели, возможно, проследить разносторонние трудовые навыки и умения, высокое профессиональное мастерство, способность выполнять различные виды работ.
В исследовании приняли участие студенты института механизации сельского хозяйства Дальневосточного государственного аграрного университета г. Благовещенска. Всего в обследовании приняли участие 200 респондентов 1-3 курсов, в число которых вошли студенты экспериментальной группы (ЭГ). Для экспериментальной группы нами были взяты студенты 1 курса института механизации сельского хозяйства (ИМСХ) по специальности 190601 - «Автомобили и автомобильное хозяйство».
Для оценки сформированности конкурентоспособных качеств будущего специалиста нами были выделены три уровня (высокий, средний, низкий) на основе экспертной оценки.
Для выявления сформированности когнитивного компонента у будущих конкурентоспособных специалистов, нами был проведен анализ «Государственного образовательного стандарта ВПО». Мы выделили перечень знаний, необходимых будущему специалисту и провели анкету «Выявление сформированности когнитивного компонента» Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
|
всего |
||
В (%) |
С (%) |
Н (%) |
|
Законы, постановления, нормативные документы, касающиеся выполняемой работы |
85.5 |
14.5 |
- |
Зарубежный и отечественный опыт науки и техники в выполняемой работе |
42 |
34 |
1 |
Основы публичной речи (доклад, устное сообщение) |
45 |
52.5 |
2.5 |
Иностранный язык |
44 |
54 |
2 |
Основы трудового законодательства |
53.5 |
45.5 |
1 |
Специальную научно-техническую литературу по соответствующей области деятельности |
43 |
51.5 |
5.5 |
Этику и культуру делового общения
|
45.5 |
49.5 |
5 |
Процессуальность деловых переговоров |
43 |
53.5 |
3.5 |
Психологию |
39.5 |
54.5 |
6 |
Экономическую ситуацию на мировом рынке |
46.5 |
48.5 |
5 |
Результаты показали, что на первое место студенты вынесли знание законов, постановлений и нормативных документов, касающихся выполняемой работы (85.5%). Знаниям основ трудового законодательства также отводится ведущее место (53.5%). Из данного опроса мы усмотрели, что респондентов в значительной мере (46.5%) интересует экономическая ситуация на мировом рынке. Они видят необходимость в знании этики и культуры делового общения (45.5%). Мы несколько обеспокоены тем фактом, что знанию иностранного языка отводится далеко не ведущее место (44%). Они не осознают в значительной мере всевозрастающую роль иностранного языка в своей будущей профессиональной деятельности.
Следовательно, значимость когнитивного компонента для дальнейшей конкурентоспособной борьбы на рынке труда недостаточно сформирована у студентов. Они не до конца осознают необходимость теоретических знаний в различных предметных областях для дальнейшей успешной деятельности. И всё же, уровень когнитивного компонента мы расцениваем как достаточно высокий.
Для оценки сформированности процессуального компонента мы предложили анкету «Выявление уровня сформированности процессуального компонента модели подготовки конкурентоспособного специалиста» В табл. 3 нами представлены результаты этого исследования.
Таблица 3
|
всего |
||
В (%) |
С (%) |
Н (%) |
|
Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. |
86 |
13.5 |
0.5 |
Умение осуществлять информационный поиск на сайтах зарубежных партнёров |
23.5 |
75 |
1.5 |
Умение использовать зарубежный опыт в своей работе. |
37.5 |
55 |
2.5 |
Умение использовать хотя бы один иностранный язык в своей профессиональной деятельности. |
51.5 |
46 |
2.5 |
Умение реализовать свои профессиональные качества |
73 |
25 |
2 |
Умение понимать иноязычные тексты по широкому и узкому профилю своей специальности. |
46 |
50.5
|
3.5 |
Умение применять информационные технологии в своей деятельности |
54.5 |
44 |
1.5 |
Умение и способность продолжить обучение в иноязычной среде. |
27.5 |
67.5 |
6.5 |
Умение переносить знания и умения в профессиональную область своей деятельности |
54 |
45.5 |
0.5 |
Умение принимать решения в экстремальных ситуациях |
76.5 |
23.5 |
- |
Результаты показали, что на первом месте стоят умения аргументировано отстаивать свою точку зрения (86%) и умения принимать решения в экстремальных ситуациях (76.5%). Умение реализовать свои профессиональные качества (73%) оценивается респондентами тоже достаточно высоко. Умение использовать хотя бы один иностранный язык в своей профессиональной деятельности (51.5%) говорит о том, что уровень сформированности процессуального компонента респондентов выше среднего. Однако вызывает настороженность то, что студенты в этом перечне поставили на последние места умение и способность продолжить обучение в иноязычной среде (27.5%) и умение осуществлять информационный поиск на сайтах зарубежных партнёров (23.5%). Без приобретения этих умений мы не можем быть уверены, что выпускники смогут эффективно конкурировать на рынке труда.
Анкета «Выявление мотивационных установок, побуждающих к изучению иностранного языка» помогла нам выявить мотивы изучения студентами иностранного языка, которые мы отразили в табл. 4.
Таблица 4
|
всего |
||
В (%) |
С ( %) |
Н (%) |
|
Обязательная программа вузовского образования. |
76 |
20.5 |
3.5 |
Стремление получить престижную работу за рубежом |
22.5 |
54 |
23.5 |
Желание продолжить обучение за рубежом. |
9.5 |
50 |
40.5 |
Возрастающая значимость иностранного языка в обществе. |
34.5 |
55.5 |
10 |
Желание самоутвердиться. |
26.5 |
58 |
15.5 |
Потребность в самосовершенствовании |
30 |
57.5 |
12.5 |
Влияние близких, друзей и родителей. |
10 |
44 |
46 |
Перспективы карьерного роста. |
30.5 |
53.5 |
16 |
Желание познать традиции и обычаи страны изучаемого языка. |
11.5 |
55 |
33.5 |
Дальнейшая учёба в аспирантуре |
10 |
31 |
59 |
Полученные данные наглядно показывают, что мотивацией изучения иностранного языка, к сожалению, движет обязательная программа вузовского образования (76%). Респондентов не интересует ни дальнейшая учёба в аспирантуре (59%) ни желание продолжить обучение за рубежом (40.5%). Недостаточно высокими мотивами для них являются: желание самоутвердиться (58%), потребность в самосовершенствовании (57.5%), возрастающая значимость иностранного языка в обществе (55.5%), стремление получить престижную работу за рубежом (54%), перспективы карьерного роста (53.5%). Данные результаты показывают, что следует активизировать работу по формированию мотивационного компонента.
Изучая «Государственный образовательный стандарт ВПО» мы не нашли требований к формированию личностных качеств будущего конкурентоспособного специалиста, кроме как через все требования прослеживается, что выпускник должен обладать высокой работоспособностью. Нами была разработана и предложена анкета «Выявление личностных качеств будущего конкурентоспособного специалиста». В табл. 5 отражены результаты данного исследования.
Таблица 5
|
всего |
||
В (%) |
С (%) |
Н (%) |
|
Ответственность |
93.5 |
6 |
0.5 |
Работоспособность |
93 |
7 |
|
Жизненная мудрость |
38.5 |
59.5 |
2 |
Уверенность в себе |
81 |
18 |
1 |
Креативность |
51 |
44 |
5 |
Коммуникативность |
67 |
30.5 |
2.5 |
Высокий уровень теоретической подготовки |
48.5 |
48.5 |
3 |
Знание информационных технологий |
52 |
47.5 |
0.5 |
Стремление к профессиональному росту |
79 |
21 |
|
Потребность в саморазвитии |
58 |
41 |
1 |
Быстрота принятия решений |
57.5 |
42 |
0.5 |
Обязательность |
55 |
42.5 |
2.5 |
Стремление к успеху |
78 |
22 |
|
Умение решать нестандартные задачи |
62.5 |
37.5 |
|
Самоорганизованность |
72 |
27 |
1 |
В данных пилотажного исследования мы обнаружили, что студенты, на первое место ставят такое качество как ответственность (93,5%), работоспособность (93%), уверенность в себе (81%), стремление к профессиональному росту (79%), стремление к успеху (78%). Это говорит о том, что будущие специалисты знают о той ответственности, которую они должны нести, получая квалификацию и выполняя ту или иную работу. Следует отметить, что студенты отметили и другие необходимые качества личности, которыми должен обладать будущий специалист для успешного конкурирования на рынке труда - это коммуникативность (67%), умение решать нестандартные задачи (62.5%), быстрота принятия решений (57,5%).
Исходя из представленных результатов, следует отметить, что в целом, у студентов сформировано понятие личностных качеств конкурентоспособного специалиста. В основном все респонденты видят значимость конкурентоспособных качеств для будущего карьерного роста, в их помощи для дальнейшего самосовершенствования и для большей уверенности в жизни.
В период проведения констатирующего эксперимента всем участникам была предложена анкета «Выявление у студентов уровня сформированности личностного компонента направленности» для оценки сформированности направленности личности. Анализ анкетирования приведён в табл. 6.
Таблица 6
|
всего |
||
В (%) |
С (%) |
Н (%) |
|
Увлечение музыкой. |
34 |
43 |
23 |
Занятие спортом. |
54 |
36.5 |
9.5 |
Участие в научных конференциях |
4.5 |
46 |
49.5 |
Подготовку и проведение внеаудиторных мероприятий |
7 |
44 |
49 |
Увлечение танцами. |
6.5 |
23.5 |
70 |
Игру в команде КВН. |
5.5 |
25.5 |
69 |
Чтение художественной литературы. |
6.5 |
45 |
48.5 |
Изучение иностранного языка. |
21.5 |
48.5 |
30 |
Овладение компьютерными технологиями в совершенстве. |
31.5 |
60 |
8.5 |
Получение дополнительного образования. |
40.5 |
47.5 |
12 |
Из полученных данных наглядно видно, что большинство показателей проходит по низкому уровню, а именно: игра в команде КВН (69%), увлечение танцами (70%), участие в научных конференциях (49.5%), чтение художественной литературы (48.5%), подготовка и проведение внеаудиторных занятий (49%). У студентов пока отсутствует готовность функционировать и полноценно развиваться в обществе. Своё предпочтение большинство студентов отдают занятию спортом (54%). Средний уровень сформированности компонента направленности образует овладение компьютерными технологиями в совершенстве (60%), изучение иностранного языка (48.5%) и получение дополнительного образования (47.5%). Таким образом, респонденты не совсем понимают: от чего зависит профессиональный рост и повседневная жизнь, поскольку не проявляют в должной мере свои способности и силы характера, характеризующие жизнестойкую личность. Проанализировав компонент направленности, нам стало очевидно, что в каждом студенте необходимо пробудить силы, преобразующие его дальнейшую профессиональную и повседневную жизнь. Саморазвитие студента - сознательная самодеятельность личности, которая ставит целью использование своих возможностей на благо профессионального и личностного роста. Профессиональное созревание специалиста и есть его личностно-профессиональное становление.
С целью определения уровня развития механизмов «Само» у студентов, возникла необходимость разработки и проведения анкеты «Выявление сформированности механизмов «Само»», результаты которой отражены в табл. 7.
Результаты показали, что высокий показатель имеют развитие самоуважения (59.5%), саморазвитие своих умений (60%), самовоспитание личностных качеств (50%) и физическая самоподготовка (59%). Студенты практически осознают, что для успешной профессиональной деятельности им необходимо заниматься самообразованием (51.5%), самообучением (51%), самореализацией самого себя (59.5%). При этом они недостаточно оценивают тот факт, что в условиях жесткой конкуренции современный специалист должен постоянно самосовершенствоваться, стремиться повышать свой профессиональный уровень, расширять кругозор и эрудицию. Поэтому самообучение (39%), самоанализ своей жизненной позиции (43%), самореализация (34%) не заняли лидирующего положения. Заметим, что самостоятельным изучением иностранного языка занимаются только 12% респондентов, а 35.5% и вовсе не стремятся к самостоятельному изучению.
Таблица 7
|
всего |
||
В (%) |
С (%) |
Н (%) |
|
Самообразованием |
38.5 |
51.5 |
10 |
Самовоспитанием личностных качеств |
50 |
45.5 |
4.5 |
Саморазвитием своих умений |
60 |
38 |
2 |
Самообучением |
39 |
51 |
10 |
Самосовершенствованием профессиональных навыков |
48.5 |
46.5 |
5 |
Самостоятельным изучением иностранного языка |
12.5 |
52 |
35.5 |
Физической самоподготовкой |
59 |
37.5 |
3.5 |
Самореализацией самого себя. |
34.5 |
59.5 |
6 |
Самоанализом своей жизненной позиции |
43 |
46 |
11 |
Развитием самоуважения |
59.5 |
36.5 |
4 |
Подводя итоги проведенного опроса, нами сделан следующий вывод: студенты недостаточно оценивают важность своего самостоятельного развития личностных и профессиональных качеств, в результате чего можно говорить о недостаточной сформированности механизмов «Само» у анкетируемых. Из вышеизложенного следует, что педагогические условия нашего учебного заведения не активизируют воспитание навыков самостоятельного принятия решений и стимуляцию самостоятельной работы студентов в целом.Проведенный констатирующий эксперимент показал, что в институте механизации и автоматизации сельского хозяйства довольно слабая направленность учебного процесса на формирование конкурентоспособной личности, а уровень сформированности конкурентоспособных качеств у большинства студентов средний. Студенты не совсем готовы функционировать и полноценно развиваться в обществе; приспосабливаться к будущей суровой действительности; умения и навыки, способствующие успешному проживанию в обществе недостаточно развиты; недостаточно сформирована мотивационная основа, побуждающая студента к настойчивому достижению цели через самоутверждение, через способность реализовать свой личностный потенциал. Анализ констатирующего эксперимента показал, что в погоне за теоретической подготовкой студентов упускается возможность подготовки конкурентоспособной личности, обладающей мотивацией, энергией, жизнелюбием, продуктивностью и надеждой на успешную профессиональную жизнь. Необходимо заставить студентов мотивировать самих себя, путем создания сильных стимулов и побуждений, чтобы получить от жизни максимум возможного; помочь будущим специалистам в формировании ценностных ориентиров и «подтолкнуть» их к дальнейшей самореализации и саморазвитию, следующих на протяжении всей жизни; научить приспосабливаться и выигрывать, с готовностью брать на себя риск.
Результаты констатирующего эксперимента обусловили направленность нашей дальнейшей опытно-экспериментальной работы.