Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Концепцией российского образования в контексте вхождения России в Болонский процесс определены основные задачи профессионального образования - подготовка квалифицированного, компетентного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, готового к постоянному росту и самообразованию, лично ответственного за уровень своих компетенций [1].

Педагогический процесс в высшей школе реализуется в рамках многообразной, но целостной системы организационных форм и методов обучения. Каждая из форм обучения (лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, производственная практика) решают свои специфические задачи формирования специалистов и опирается на использование определенных методов организации педагогического труда преподавателей и учебной работы обучаемых, способов передачи и усвоения знаний [1].

Реформа высшего медицинского образования в целях повышения эффективности подготовки медицинских кадров предполагает постоянное совершенствование учебного процесса и поиска новых путей в решении традиционных проблем педагогики [3].

Одним из перспективных направлений повышения эффективности учебного процесса является использование новейших технологических средств, к числу которых относятся системы программированного контроля знаний студентов и использование наглядных средств обучения.

На кафедре офтальмологии с курсом ПО постоянно внедряются разнообразные формы активной подачи учебного материала на лекциях: проблемная лекция, лекция - визуализация. Мультимедийные презентации на лекции позволяют мобилизовать внимание, интерес обучающихся и стимулируют их познавательную активность [2].

В преподавании курса офтальмологии, как и других клинических дисциплин, основной формой обучения студентов являются практические занятия. На них, как правило, отводится и большее количество учебных часов. На занятиях по глазным болезням студенты обеспечиваются разработанными на кафедре методическими пособиями для самостоятельной работы по всем разделам программы, внимание студента сосредотачивается на наиболее важных для врача общей практики вопросах и методах обследования пациента (доступные для врача не офтальмолога): диагностика и оказание первой врачебной помощи.

Для демонстрации методов исследования зрительных функций и обследования больных с патологией органа зрения, а также по методам используется учебные видеофильмы: «Методы обследования офтальмологических больных» и «Исследование зрительных функций у офтальмологических больных».

С целью совершенствования практических навыков студентов практические занятия оснащены необходимыми наборами инструментов для проведения осмотра глазного яблока, для исследования зрительных функций, для дополнительного исследования органа зрения, доступные будущему врачу не офтальмологического профиля.

На первых практических занятиях цикла студенты вначале друг на друге осваивают методы исследования органов зрения и их функций и несложные офтальмологические манипуляции доступные врачу общего профиля. По окончании этих занятий студенты оформляют «Индивидуальную офтальмологическую карту», в которой описывают функциональное состояние органов зрения непосредственно «сами на себя». В «Индивидуальную офтальмологическую карту» включены следующие параметры: описание осмотра глазных яблок, согласно плану исследования органов зрения (Status ophthalmicus); исследование зрительных функций (визометрия, периметрия, исследование светоощущения, цветоощущения, бинокулярного зрения, определение рефракции, аккомодации). Такая форма отработки практических навыков представляет определенный интерес для студентов, так как они проводят исследование собственных данных. В процессе такой работы студенты приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы им в будущей практической деятельности. Только после освоения методов обследования на тренажерах и друг на друге переходим к более эффективной форме обучения на клинической кафедре - курации студентами тематических больных. К сожалению, в условиях стационара не всегда возможно показать и обследовать пациента по некоторым темам практических занятий. Это обусловлено тем, что на поликлиническом приеме в ККОКБ им. П.Г. Макарова, на базе которого проходят практические занятия студентов, довольно редко бывают больные с такой амбулаторной патологией, как конъюнктивиты, блефариты, ячмень и др. В стационаре же проводят консервативное и (чаще) хирургическое лечение больных со сложной и даже тяжелой патологией глаз. Нередко это больные пожилого и старческого возраста, страдающие различными общесоматическими заболеваниями, и в силу различных причин отказывающиеся от курации. Поэтому, особенно остро стоит вопрос об использовании аудовизуальной техники в преподавании клинических дисциплин.

В связи с этим, широкоиспользуем современные эффективные методы обучения: мультимедийная демонстрация учебного материала в рамках обязательной программы, демонстрация видеофильмов по разделам офтальмологии, по видам оперативного лечения больных с офтальмопатологией (катаракта, глаукома и т.д.). По всем темам практических занятий используется электронный учебный атлас, созданный преподавателями кафедры. Применение демонстрационного материала представляет для студента несомненный интерес, так как теоретические данные, полученные ими при изучении данной темы, подкрепляются реальными зрительными впечатлениями.

В последнее время особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Многочисленные исследования педагогов и психологов в нашей стране и за рубежом подтверждают высказывание академика К.М. Бера - основателя эмбриологии, о том, что человек по настоящему владеет лишь тем, чем овладел самостоятельно [1].

В связи с вышеизложенным мы практикуем проведение практических занятий в виде конференций, которые студенты готовят самостоятельно в виде презентаций, докладов с использованием видео-, аудиоклипов. При подготовке к такому занятию студенты используют дополнительную литературу, пользуются ресурсами сети Интернет находят электронные энциклопедии, выходят на сайты библиотек как российских, так и зарубежных, что помогает им получить больше современной информации по изучаемой проблеме.

Привлечение студентов для пополнения аудиовизуального банка клинической информации на кафедре офтальмологии является вариантом педагогики сотрудничества.

Указанная форма преподавания практикуется в течение многих лет, дает возможность использовать ее как с целью обучения, так и контроля уровня знаний и умений; позволяет отработать и закрепить полученные навыки в ситуации, максимально приближенной к реально возможной, что повышает познавательный интерес и положительно характеризуется студентами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Медведева, Н.Н., Сухова, Л.Е. / Инновационные методы, используемые в учебном процессе на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии // Вузовская педагогика. Инновационные методы, используемые в образовательном процессе Красноярской государственной медицинской академии. Сб. науч. трудов. - Красноярск, 2007. - С. 75-77.
  2. Нейман, Е.Г., Прокопцева, Н.Л., Шитьковская, Е.П. / Методы и формы занятий на кафедре детских болезней с использованием компьютерных технологий // Вузовская педагогика. Инновационные методы, используемые в образовательном процессе Красноярской государственной медицинской академии. Сб. науч. трудов. - Красноярск, 2007. - С. 77-81.
  3. Соловьева, В.В., Маценко, В.П., Худоногов, А.А. / Инновационные технологии обучения студентов на кафедре глазных болезней // Инновационные технологии обучения в ИГМУ. Материалы учебно-методической конференции. - Иркутск, 2006. - С.149-151.