Обеспечение безопасности человеческих сообществ в глобальном и национальном масштабах касается каждого и требует разумных общих действий. Чтобы реализовать собственный потенциал и достичь благополучия, человеку необходимо заботиться об индивидуальной безопасности: вести здоровый образ жизни, уметь ориентироваться в опасных ситуациях, защитить себя и своих близких в сложившихся обстоятельствах, оказать первую помощь пострадавшему. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, технических и социальных условиях стало недопустимым.
Сегодня образованию дан социальный заказ не только по возрождению российского этноса, но и по формированию личности «безопасного типа».
Общее образование одно из наиболее действенных средств управления и формирования мировоззрения человека и общества. В период его модернизации вводятся новые предметы, условия и темы, востребованные современными условиями жизни. В полной мере это относится и к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), развитие которого непосредственно связано с необходимостью решения глобальных, национальных и индивидуальных проблем безопасности, с потребностями устойчивого развития России и её граждан.
Курс ОБЖ в настоящее время находится в стадии развития. Именно этот курс может дать ответ на главный «вызов XXI» века, поскольку:
- он может и должен опережать основную потребность человека и общества в формировании умений и навыков безопасной жизнедеятельности и адекватного мировоззрения;
- он может и должен служить стержнем непрерывного образования: детское дошкольное учреждение - начальная школа - средняя школа - колледж - ВУЗ;
- он может и должен стать стержнем интеграции с другими предметами: биологией, историей, географией, физикой, химией и т.д.;
- он может и должен стать системообразующей базой в формировании здоровьесохранного образовательного пространства.
Содержание курса в настоящее время включает в себя четыре основных раздела:
- Основы здорового образа жизни.
- Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
- Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
- Современный комплекс проблем безопасности.
Концептуальной основой курса является триединое представление о здоровье, как о единстве физического, психического и личностного. Методологической основой концепции, на наш взгляд, являются: фундаментальные положения экзистенциальной философии секулярного направления, касающегося проблем самореализации личности и человеческого бытия в целом; основные положения личностно центрированного подхода к становлению «полноценной функционирующей личности», разработанные Х. Роджерсом; психологическая концепция «здоровой личности», созданная А. Маслоу; отечественные и зарубежные философские, психологические и педагогические теории конструктивного личностного роста и самообразования.
Формирование личности «безопасного типа» в детском дошкольном учреждении - начальной школе - средней школе - колледже - ВУЗе должно носить постоянный и системный характер, включать в содержание ценности здоровья, здорового образа жизни, правила поведения на улице, транспорте, в быту при чрезвычайных ситуациях, оказание само и взаимопомощи пострадавшему. Это направление является обязательным в здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и является системообразующей частью.
Главной составной частью учебных программ курса ОБЖ должен явиться раздел «Основы здорового образа жизни» как формирующий у воспитанников и обучающихся необходимые качества, обеспечивающие им сохранение и укрепление здоровья, и безопасное поведение в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной).
Немаловажное значение в курсе ОБЖ имеет раздел «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи». Любой человек не застрахован от опасных и чрезвычайных ситуаций. Оказавшись в этих условиях, он должен использовать весь арсенал своих знаний и навыков, доведенных до автоматизма. Поэтому этот раздел имеет не только медицинское, но и социальное значение.
Информация по здоровому образу жизни, основам медицинских знаний, правилам поведения в окружающем мире и в чрезвычайных ситуациях должна наращиваться и усложняться постепенно и последовательно с учетом психо-физиологических особенностей, социальной зрелости детей и подростков, юношества.
Междисциплинарная системообразующая специфика курса, формирующая современное мировоззрение у учащихся предъявляет особые требования к преподавателям и воспитателям ОБЖ: они должны обладать не набором поверхностных знаний и умений, а глубоко разбираться в содержании всех разделов, входящих в программу курса ОБЖ. Принципиально важным является воспитание у учащихся оптимистического, активного отношения к жизни. Ведь в процессе освоения программы детям приходится сталкиваться с описанием и примерами преимущественно негативных ситуаций: правонарушений, травм, катастроф, аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для впечатлительного ребенка это может оказать нежелательное кумулятивное воздействие на психику. И задача учителя «уравновесить» все изучаемые «негативы» общей позитивной установкой, не позволить сформировать у ребенка «катастрофическое восприятие мира».
В процессе обучения у учащихся должно формироваться представление, что человек очень сложное, но хрупкое существо. Объем курса ОБЖ должен охватывать весь комплекс опасностей для человека, для жизни, здоровья, благосостояния, лишения к доступу информации (образованию):
- От окружающей среды,
- От жизнедеятельности человеческого общества,
- От собственной деятельности,
- От социальных проблем
- Специфики региона проживания и т.д.
Комплекс возможных мер безопасности формируют действия каждого человека и общества на личном, национальном и международном уровнях, а предпосылками этих действий являются личная направленность, общественная мораль, гражданские законы, идеология единства человеческого общества и соответствующее общее образование и воспитание. Современное образование - культурная мировоззренческая основа национальной и глобальной безопасности, обеспечивающая долгосрочные интересы общества и личности. Не будет преувеличением признать, что основы научного мировоззрения, навыки личной безопасности, образ жизни россиян даются в процессе обучения с раннего детства.
Образовательная система в рамках курса ОБЖ сегодня ищет новые пути поддержки учителя и ученика в их совместной работе в поисках правил, навыков, условий безопасности жизнедеятельности в современных условиях как природных, техногенных, так и социальных катастроф.
Большинство современных проблем не могут быть решены в одиночку, отдельной страной, отдельной группой, а образование стало фактором глобальной безопасности и гарантией снижения риска во всех сферах деятельности человека, уменьшая опасность совершения ошибок.
Работая над развитием курса ОБЖ в рамках федеральной экспериментальной площадки, нами делаются попытки решить методические и технологические аспекты еще не решенных проблем, а именно непрерывности, преемственности, интеграции курса, начиная с дошкольного возраста. Кроме этого ведется поиск интерактивных методов обучения по всей цепи общего образования. Интерактивные технологии характеризуют обучение, погруженное в процесс общения людей. Основными ступенями освоения активных методов обучения являются - восприятие среды, навыки общения, диалог-дискуссия, реальная игра, имитационная игра, жизненная практика. На каждой ступени образования требуется адекватная психо-физиологическим особенностям учащихся ступень активных методов обучения.
Активные методы обучения опираются на древний механизм индивидуального осмысления человеческой культуры через процесс имитации. Происходит увеличение возможностей саморегуляциии, самокоррекции учащихся собственных индивидуальных особенностей, в отличие от внешних, обычно авторитарных, методов педагогического воздействия.
Известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте игра занимает одно из ведущих мест в развитии ребенка. Участие в играх - одна из форм освоения сложных форм одновременного мышления на разных уровнях решаемой проблемы.
Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре, что соответствует данным психологии, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10 % из того, что он слышит, 50 % - из того, что он видит и 90 % - из того, что он делает. Все это чрезвычайно важно при освоении навыков безопасности жизнедеятельности.
Нами получены предварительные результаты по использованию активных форм обучения по ОБЖ, содержащих комплекс наглядных материалов: муляжи, тренажеры, плакаты, наглядно-раздаточный материал, учебно-методические пособия и др. Так, коэффициент обученности по ОБЖ у девятиклассников с использованием тренажеров составил 100 % против 77 %, где обучение велось традиционно. Родители первых учащихся отмечают, что их дети изменили свой образ жизни, занимаются зарядкой, закаливанием, спортом, лучше учатся. И на их удивление уверенно оказывают первую помощь при различных травмах. Кроме этого, стали лучше относится друг к другу, младшим сестрам и братьям, занимают первые места в олимпиадах, где уверенно на муляжах демонстрируют все заданные задачи по оказанию первой медицинской помощи при травмах, отравлениях.
Немаловажное значение в преподавании курса ОБЖ имеет непрерывность обучения проблемам безопасности по всей цепочке общего образования: детское дошкольное учреждение - начальная школа - средняя школа - колледж - ВУЗ, и вместе с ней проблема преемственности, которая рассматривается нами как методологический и дидактический принципы. Разработка учебных программ по ОБЖ для каждой возрастной группы, интеграции курса с другими предметами, критериев оценки, наглядного материала, требуют тщательного изучения возрастных психо-физиологических особенностей детей, мониторинга здоровья и обученности, подготовки педагогических кадров и т.д.
При изготовлении комплекта возрастных тренажеров, позволяющих воспроизводить игровые ситуации, деловые игры нами тщательно изучаются у детей, подростков, юношей психологическая готовность, эмоциональная устойчивость.
При использовании принципа формирования психологической надежности при обучении навыкам поведения и оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях для каждой возрастной группы художники, дизайнеры, психологи, электронщики подбирают адекватные для натурного восприятия и при этом формирования устойчивого алгоритма действия, цвет, внешний вид, звук муляжей, учебные программы, сопровождающие учебно-методические материалы.
Следует особо остановиться на вопросе, с какого возраста, в какой обстановке, в каких формах следует начинать обучение детей здоровому образу жизни, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, навыкам оказания первой медицинской само и взаимопомощи. Ответ однозначен - сразу после рождения по содержательной нарастающей. Большая роль в этом принадлежит семье, родителям. Как показывает жизненный опыт, пока ребенок не попадает в организованный коллектив воспитание личности «безопасного типа» западает по разным причинам, основной из которых является некомпетентность родителей.
Крайне важно процесс обучения следует начинать с детского дошкольного учреждения, где работают профессионалы-воспитатели, врачи, психологи, социальные педагоги, где может быть отлажен контроль, обратная связь, коррекция, индивидуальный подход, работа с родителями. В настоящее время в детском дошкольном учреждении, как показали наши исследования, качество учебных программ дидактического сопровождения, педагогических технологий, находятся на низком уровне и поэтому неэффективно.
Научно - производственное объединение «ЭЛТЭК» совместно с базовым МОУ ДДУ № 17 г. Шелехово разрабатывает весь комплекс обучающих средств, создает новые педагогические технологии в рамках федеральной экспериментальной площадки. Концептуальной основой исследований и разработок являются:
- природособранность,
- комплексный подход,
- обучение в игре,
- одновременное обучение родителей,
- интеграция, межведомственная, междисциплинарная,
- непрерывность и преемственность обучения,
- безопасность.
Наиболее существенными признаками преемственности по обучению детей и подростков основам безопасности жизнедеятельности (по видимому, и по другим предметам) являются: динамизм учебного познания; движение и развитие знаний по восходящей линии от простого к сложному; от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.; наличие диалектических скачков в учебном познании, создание оптимальных условий для формирования системы обобщенных знаний и умений, учащихся на основе преемственных межпредметных связей.
Основными функциями преемственности в условиях непрерывного общего образования по формированию личности «безопасного типа» являются интегративная и социально - педагогическая деятельность, где происходит становление учащегося как социально-психологического феномена, субъекта социального действия. Здесь преемственность выступает как обще дидактический принцип.
Таким образом, основными требованиями непрерывного обучения основам безопасности жизнедеятельности человека являются: обеспечение непрерывности личностного развития учащихся, нахождение соответствующего психо-физиологическим возможностям учащихся рационального содержания данного учебного предмета, методов, форм и средств обучения, способствующих формированию личности «безопасного типа».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Баташев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. С-П., 1996
- Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения ОБЖ. М., 2003
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М., 1998
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. М., 1998
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М., 2003
- 6. Сапронов В.Н., Мишин Б.И. Человечество должно стать обществом, которым управляет разум// Народное образование, 2000