В последнее время внимание ученых вновь привлечено к проблеме инноваций. В условиях разразившегося мирового финансового кризиса в инновациях стали видеть одно из важных средств его преодоления.
Понятие «инновация» (лат. возобновлять, обновлять, изменять) означает впервые появившееся в культуре данного общества объекты, институты, нормы, ценности в результате их изобретения или заимствования из других культур.
Термин «инновация» в научный оборот первыми ввели антропологи и этнографы. Еще в XIX веке в этих науках понятие «инновация» использовалось как антоним понятию «традиция». Дело в том, что господствовавшая в то время теория эволюционизма давала одностороннее, ограниченное объяснение культурным новообразованиям, культурным изменениям. Эволюционизм изображал процесс развития исключительно как внутренний и упорядоченный рост и коммулятивное усложнение первоначальной культуры, в которой внешние факторы играют только вторичную роль. В это же время сложилось противоположное эволюционизму направление - диффузионизм. Его представители в этнологии, культурологии, археологии, напротив, считали, что основой социального развития являются процессы заимствования и распространения культуры. Таким образом диффузионизм складывался в начале ХХ века, как реакция на крайности эволюционизма. Диффузионизм сделал контрольной проблему нововведений (инноваций) в культуре как результат внешних влияний и каналов диффузии, по которым эти элементы передаются в данную культуру.
На первый план диффузионисты поставили такие социальные явления, как война, торговля, колонианизм, а на второй - внутренние факторы как социальная дифференциация и классовый конфликт. Тем самым понятие «инновация» оказалось включенным в контекст концепции диффузионизма, пришедшему на смену плоскому эволюционизму в объяснении изменений культуры. Однако под влиянием теории функционализма, которая заняла господствующее положение в социальных науках на Западе, процессы изменений в культуре в первой половине ХХ века оказались вне внимания ученых-культурологов. Инновации интерпретировались исключительно как проявление неравновесий, напряжений в культурной системе или же, как отклонение от нормы. Первыми учеными, которые вернулись к проблеме инноваций стали экономисты Запада. Экономическая наука уже в начале ХХ века освоила понятие инновации. Этим понятием стали обозначать новые комбинации из имеющихся элементов. Инновации стали рассматриваться как важнейшее средство преодоления циклических кризисов. Большая заслуга в дальнейшей разработке инновационной теории принадлежит советскому ученому Н. Д. Кондратьеву. Он открыл 50-летние «большие циклы» крупномасштабных нововведений, которые на Западе стали называть «длинными волнами». После глубочайшего экономического кризиса 30-х годов среди менеджеров стало популярным выражение «инновационная политика фирмы». В 50-70-х годах ХХ века получили широкий размах эмпирические исследования технических и организационно-управленческих инноваций, осуществляемые фирмами и другими деловыми организациями.
Разнообразны пути появления инноваций. Они могут появляться либо путем внутренней мутации, либо в результате внешних культурных воздействий. Первый представляет собой целенаправленные изобретения, отвечающие вновь возникающим и растущим нуждам общества. Таким образом, возникли металлургия, одомашнивание животных, оккультирование растений, компьютеризация, интернет и т. П.Все развитие техники - наглядный пример таких инноваций. Другой - заимствование, который представляет собой более распространенный источник культурных изменений, чем независимые изобретения. Культурная инновация в процессе своего «вживания» в массив культуры, осуществляется через культурный отбор, культурную модификацию и культурную интеграцию. Культурный отбор состоит в том, что один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре; то, что принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа; отвечает внутренним потребностям данного этноса. Культурные заимствования могут быть либо стихийными и неуправляемыми, либо сознательными и целенаправленными. Культурная модификация происходит применительно к специфике данного этноса и в основном в сфере культурных заимствований. Структурная культурная интеграция инновации означает, что она уже перестала быть новшеством и превратилась в традиционное для данной культуры явление.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Инновационные процессы. - М., 1982.
- Маркарян Э. С. Теория культуры и современная культура. - М., 1983.