Под влиянием мировоззрения и на основе знаний в науке складывается и постоянно изменяется единая научная картина мира как ценность культуры, содержание которой в свою очередь сказывается на дальнейшей эволюции мировоззрения эпохи и гуманистической ценности образования. В философии образования постнеклассическая методология вписывается в гуманистическую парадигму, в основу которой положен антропоцентрический подход. Одновременно с проблемой познания реального человека становится актуальной проблема образа человека в картине мира и проблема выбора системы отсчета при построении целостной картины мира.
Картина мира упрощает действительность. Анализ картины мира как особого компонента научного знания предполагает предварительное выяснение смыслов исходных терминов - «мир» и «картина мира». Различают категорию «мир» в его философском значении, когда речь идет о мире в целом, и те понятия мира, которые складываются и используются в конкретных науках, когда речь идет о «мире химии», «мире биологии», «мире астрономии» и т. д., т. е. о той реальности, которая составляет предмет исследования конкретной научной дисциплины.
Картина мира, как познавательный образ, упрощает действительность, на основе изучения которой её строит сознание. Объективное представление о мире предполагает мир как бесконечно сложную, развивающуюся действительность всегда значительно более богатую, чем представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики. Картина мира строится за счет упрощения реальности, на основе того, что исследователь выделяет на основе своих наблюдений из реальности и затем схематизирует. Такое упрощение бесконечно многообразного реального мира направлено на обнаружение сущностных связей, познание которых и составляет основную цель науки на том или ином этапе ее исторического развития.
Описание картины мира эти связи содержит в себе систему научных принципов, на которые опирается исследование. Они позволяют конструировать конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты.
Этот аспект отношения научной картины мира к самому миру приобретает особого значение при осмыслении роли картины мира в личностном становлении современного человека. Современный человек формируется в сверхдинамичном обществе. Необходимо учитывать, что благодаря человеческой деятельности «подавляющее большинство объектов и процессов, порождённых человеческой деятельностью, принадлежит к области искусственного, не возникающего в самой природе без человека (природа не создала ни парохода, ни автомобиля, ни ЭВМ, ни архитектуры городов)» [1. С. 189]. Наука создает предпосылки для появления в технико-технологических приложениях широкого спектра такого рода «искусственных» объектов и процессов. В таких условиях возможность непосредственного познания человеком мира заменяется познанием картины мира.
К началу XXI века содержание гуманистических философских идей стало востребованным теорией и практикой образовательной деятельности, определивших становление гуманистической философии образования. Как известно в отечественной науке проблема гуманизации изучается в контексте целенаправленного формирования личности в процессе образования. В формировании личности современного человека отличительной особенностью становится формирование её индивидуального мировоззрения. Оно становится той точкой отсчета, относительно которой человек воспринимает окружающую его действительность.
Картина мира индивида строится на основании знаний, составляющих содержание частнонаучных предметных картин мира. Такие предметные картины мира приводят в противоречие познавательно- образовательную деятельность человека с целостностью его личностного развития. Дело не только в том, что преподаватель - предметник работает по субъект - объектной схеме, которая сформировалась на рубеже XVI-XVII вв., но в том, что согласно классической концепции науки природа - это совокупность природных явлений. В связи с увеличением разнообразия изучаемых явлений в процессе познания растет и число предметных областей, каждая из которых отмечается систематичностью своих утверждений и интегрирует результат своих исследований в предметные картины мира или теоретико-математические модели мира.
Объединение предметных картин мира в единую научную картину мира является одновременно методом познания реальности и попыткой создания той реальной целостности, которую последовательно осваивает человек в процессе своего образования. Интеллект индивида согласовывает осваиваемую в процессе образования картину мира с внутренней природой самого человека. Человек, создающий свою картину мира и ориентированный на неё, создает и живет в такой реальности, вид которой сильно зависит от деятельности его собственного интеллекта.
Такой подход к продуктам человеческой деятельности порождает вопросы: что такое «искусственный объект», значит «картина мира» для человека, размышляющего об его устройстве? Почему используется понятие картина и что под этим подразумевают? Что мы называем миром? Исчерпываем ли мы это понятие природой и космосом? Включаем ли в него историю? Какое место в картине мира занимает наше отношение к миру? Такие вопросы ставит Хайдеггер [2. С. 49], осмысливая «время картины мира» и генезис соотношения человека и природы в процессе познания.
Параметры самоорганизации в новой научной картине мира. Новая наука синергетика задает картине мира новые концепции и новые параметры. Прежде всего, это «открытость» и «самоорганизация». Окружающая нас действительность рассматривается как сложная открытая саморазвивающаяся система, состоящая из огромного числа взаимосвязанных и взаимозависимых элементов (подсистем). Методологии новой науки необходимо описывать саму систему и среду ее развития, энергообмен, обмен информацией при взаимодействии системы с внешней средой, процессы адаптации, приспособления всех элементов системы к новым, изменяющимся условиям среды.
Динамизм взаимосвязи научных картин мира и мировоззрения сохраняется, поддерживается и в процессе образования отдельного человека. Эволюция картин мира вплетена в социокультурную реальность, и находится во взаимовлиянии с мировоззрением эпохи. На процесс формирования личности в современных условиях, её собственного мировоззрения и личной картины мира оказывает влияние как мировоззрение эпохи, так и содержание научных картин мира. Эти мировоззренческие основания личностного развития позволяют подчеркнуть особенность образа современного человека и особый характер его интеллектуального развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Савицкий, И. Философия образования для ХХI века: Анализ философских и педагогических концепций / И. Савицкий // Соврем. высш. шк. - Варшава, 1990. - № 3-4. - С. 189-205.
- Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М.,1997. - 451с.