Подготовка конкурентоспособного специалиста напрямую зависит от уровня преподавания дисциплины экономического цикла, главной из которых считается дисциплина «Экономический анализ». Это обусловлено тем, что она является одной из основополагающих в формировании экономического образа мышления будущего специалиста, получающего квалификацию экономист. С парадигмой формирования экономического образа мышления в современных условиях связаны не только познания закономерностей статики, но и учет неравномерной (нелинейной) динамики развития систем. Нелинейность отражает действие законов циклического развития, убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем и др. Результат действия законов проявляется в разнообразии поведения, пороговых эффектах, неединственности функций, существовании хаотических траекторий. В «традиционном» экономическом анализе решение задач проводится на детерминированных факторных моделях, что лишает возможности адекватного отражения происходящих процессов.
В учебнике по теории экономического анализа М.И. Баканов, говоря о законе циклического развития, указывает: «Влияние этого закона на хозяйственно-финансовую деятельность предприятий и их ассоциаций и должен улавливать экономический анализ...». Однако в методах, приемах и способах экономического анализа это указание уже не находит своего места. И это не случайно. Проблемы динамики циклического развития (нелинейности) были чужды командно-административной системе и не изучались. Хотя основоположником теории «больших циклов конъюнктуры», а также циклично-генетического прогнозирования, изложенных в начале 1920-х годов, был Н.Д. Кондратьев.
Основные теоремы экономической динамики были изложены в конце 1940-х годов
Р. Харродом. Они послужили основой для более сложных моделей роста (Дж. Робинсон,
Н. Калдор и др.). Теория циклов нашла свое развитие в монографии Э. Хансена «Экономические циклы и национальный доход» (1951 год). К сожалению, мы были изолированы от этого «пласта науки», в который внесли свой вклад такие выдающиеся ученые, как лауреаты Нобелевской премии в области экономики Леонтьев и Самуэльсон взаимосвязь экономических переменных и построение эконометрических моделей; Шпитгоф, Харрод - роль динамических факторов; Кан, Кейнс - мультипликатор инвестиций и функции потребления и другие ученые, изучающие различные аспекты циклического развития.
Для развитых зарубежных стран отличительной чертой современного понятия цикла является то, что его тесно увязывают с вопросами государственно-монополистического регулирования не только на макро- но и на микроуровне. Цикл все в большей степени рассматривается не только как предмет изучения, но и как объект управления.
Общепризнанно, что развитие систем происходит по 8-образным кривым, реализующим закон циклического развития и убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем. Экономический анализ достиг определенных успехов в оценке, диагностике и прогнозировании финансово-хозяйственной деятельности на линейных участках кривых, где с достаточной точностью используется метод экстраполяции. На логистических участках кривых, где прогнозируемые характеристики нестационарны, подвержены скачкообразным изменениям, метод неприменим.
Учет динамики развития потребует включения ряда дополнительных тем в экономический анализ. Представляется, что одна из тем будет называться: «Учет динамики циклического развития систем в экономическом анализе». При изучении данной темы должны рассматриваться следующие вопросы:
- законы функционирования и развития систем;
- методика экономического анализа предприятий в зависимости от стадии жизненного цикла развития систем. В факторном анализе дополнительно должны рассматриваться такие вопросы, как применение многофакторных моделей для логистических кривых, теория катастроф, теория нечетких множеств и т.п.
При изучении экономического анализа следует акцентировать внимание на том, что одни и те же показатели, характеризующие использование ресурсов и финансовое состояние организации, будут иметь различную количественную оценку в зависимости от стадии развития. Встает задача познания методов, приемов оценки и прогнозирования этих показателей для различных стадий жизненного цикла систем и состояния внешней среды.
Учет экономической динамики позволяет прогнозировать пределы экономического роста систем, а следовательно, определять инвестиционную политику организации.
Из этого перечня указанных проблем вытекают дополнительные связи экономического анализа с другими науками. Обозначим некоторые из них:
- в философии - показать взаимосвязь законов диалектики с цикличностью развития и формированием внешней среды;
- в концепциях современного естествознания - от закономерностей в природе перейти к формированию биоценозов, затем к техно-ценозам и законам их развития;
- в экономической теории - показать динамику поведения систем на различных стадиях циклического развития;
- в основах отраслевых технологий - раскрыть диалектику смены технологических укладов, закон перехода к малооперационным процесссам, модульный принцип;
- в финансах, менеджменте, маркетинге - исследовать изменение
- задач, решаемых организацией, на различных стадиях жизненного цикла.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что познать экономический анализ деятельности организаций можно лишь при глубоком понимании тех процессов, которые происходят на основе законов функционирования и развития систем. Учет этих законов вносит определенные коррективы в парадигму формирования экономического образа мышления в современных условиях.