Мир животных, населяющих нашу планету, всегда имел и сейчас имеет важное значение для человека. Роль животных в жизни человека с течением времени изменилась, но продолжает оставаться значительной. Основы знания зоологии необходимы каждому.
В результате огромного размаха хозяйственной деятельности человека многие дикие животные оказались в трудных условиях существования. Современное состояние окружающей среды требует от человека, чем бы он не занимался, фундаментальных знаний зоологии и понимания взаимосвязи животных с окружающей средой. Необходимо принимать меры по сохранению всего генетического разнообразия живых существ. Основные положения экологии входят непременным элементом в зоологию. Каждое животное рассматривается во взаимосвязи с окружающей средой. Главной задачей нашего времени является не изучение природы как таковой, а ее сохранение.
Одна из важнейших задач современной школы - обеспечить формирование экологически грамотного отношение к объектам природы., в т.ч. к животным. Человек должен, прежде всего, осознавать свое место в этом мире. Последние десятилетия человек стремительно старался обуздать природу. И задача учителя на сегодняшний день - дать почувствовать ребенку, что он ответственен за мир вокруг него.
Однако, чтобы привить ребенку устойчивый интерес к миру животных, недостаточно одних уроков. При классно-урочной системе трудно уделить достаточно внимания каждому ученику в отдельности. В классах знания и умения учеников сильно разнятся, и учитель по большей части ориентируется при организации учебного процесса на среднего ученика. Трудно привить детям интерес к миру животных за время уроков, т. к. нет возможности реализовать интересы каждого ученика, нет времени провести какой-либо опыт или просто пообщаться с животным, понаблюдать за его повадками. Поэтому так необходимо проводить дополнительные занятия с теми детьми, которые интересуются зоологией. Особенность дополнительного образования в том, что дети добровольно посещают учебное учреждение, они находят в кружке друзей, с которыми их связывают общие интересы, любовь к природе. Ребята приходят на занятия с радостью. И именно дополнительное образование дает возможность дать детям самые интересные факты из жизни животных, а так же о влиянии деятельности человека на их существование, вызвать желание не нарушать естественные взаимосвязи в природе, пользуясь полученными на занятиях знаниями.
Проводимое нами исследование направлено на разработку теоретических основ и методики работы кружка «Юный зоолог». Нами определены специфические особенности кружковой работы, принципы и условия ее организации, выделены те методы и методические приемы, которые обеспечивают эффективность развития познавательного интереса к биологии и экологической культуры школьников. Проверку эффективности разработанной методики организации кружка юных зоологов проводим на базе муниципального учреждения дополнительного образования «Астраханский областной Эколого-Биологический Центр».
Центр организует и обеспечивает работу творческих объединений экологической, биологической и сельскохозяйственной направленности, в которых учащиеся выбирают себе занятие по интересам. Здесь работает конно-спортивный клуб "Конкур", где дети знакомятся с лошадьми, учатся ухаживать за ними, получают навыки верховой езды; клуб служебного и декоративного собаководства "Треф", в котором дети более тесно общаются со своими питомцами, получают основы дрессировки, принимают участие в международных, областных и городских выставках; кружок декоративного цветоводства; а так же кружок «Юный зоолог».
На базе Центра имеется выставочный зал с коллекцией из 25 видов декоративных птиц, млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся и насекомых. Ребята, посещая кружок, наблюдают жизнь питомцев, проводят эксперименты. Во время занятий ребята узнают о многообразии животного мира, общаются с декоративными животными.
В кружковой работе мы даем возможность ребятам реализовать свои способности и интересы. Работа в кружке закрепляет и углубляет знания, полученные учащимися на уроках биологии. Она развивает творческую инициативу детей. Занимаясь в кружке, выполняя самостоятельные задания, школьники овладевают трудовыми навыками. Экскурсии и посещение различных выставочных залов дает возможность ребятам не только поближе познакомиться с многообразием местной флоры и фауны, но и собственными глазами увидеть те или иные моменты из жизни животных. Проводятся мероприятия по привлечению птиц на участок, подкормка птиц в зимнее время.
Проводимое нами исследование подтверждает эффективность кружковой работы и ее роль в формировании экологической культуры, т. к. непосредственные наблюдения за животными, общение с ними, маленькие открытия, которые делают дети, наблюдая и экспериментируя, воспитывают в детях бережное и грамотное отношение к окружающей их природе.