С помощью дыхательных проб можно изучить реакцию периферической и системной гемодинамики в ответ на изменения метаболических факторов. Основными эффектами пробы с гипервентиляцией (ГВ) является гипокапния.
Цель. Выявление взаимоотношений между показателями периферического кровотока и системной гемодинамики в покое и в ответ на кратковременную гипокапнию.
Материалы и методы исследования. Обследовано 11 практически здоровых мужчин в возрасте 20-26 лет. Испытуемый находился в горизонтальном положении в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами. Производилась параллельная регистрация характеристик периферического кровотока (Vsist, Vdiast. лучевой артерии с расчетом Vmean, PI, RI по стандартной методике с помощью допплерографа «Сономед» - 315/М) и системной гемодинамики (АДс, АДд, ЧСС, САД, УИ, СИ, ОПСС, вегетативного индекса Кердо (ИК)) с помощью монитора Philips - М3046А.
Продолжительность исследования до и после ГВ (глубокое и частое дыхание в течение 3-х мин.) составляла 10 мин, фиксировалось от 15 до 20 значений показателей системной и периферической гемодинамики (количество регистраций было ограничено продолжительностью измерения АД). Статистический анализ осуществлялся методом ранговой корреляции Спирмена (* - достоверность корреляционной связи р<0,05). Обработка данных производилась с помощью программного обеспечения Microsoft Excel для Windows XP.
Результаты. Изучение корреляционной зависимости между показателями системной и периферической гемодинамикой показало, что до ГВ преобладали слабые связи (67,1%), средние связи составили 31,3%, сильные 1,6%. Достоверные связи наблюдались между Vsist и АДс, АДд, САД, ОПСС и УИ (r=0,70-0,71*, r=-0,77*, r=-0,74*, r=-0,70* и r=0,73* соответственно), Vmean и АДс (от r=0,73* до r=0,77*), Vdiast и АДс, АДд, ИК (r=0,72*, r=0,71*, r=-0,71* соответственно), PI и АДс (r=-0,72*), RI и АДд (r=-0,71*). Между остальными показателями имела место корреляционная связь средней силы. Между скоростными показателями периферического кровотока и АДс, АДд, САД, УИ, ОПСС преобладали прямые корреляции, а между скоростными показателями и ЧСС, СИ - обратные, между скоростными показателями и ИК количество прямых и обратных связей распределялось поровну. Наоборот, между показателями периферического сосудистого сопротивления (ПСС) (PI и RI) и АДс, АДд, САД, ОПСС преобладали обратные зависимости, а между PI, RI и ЧСС, УИ, СИ, ИК - прямые.
После проведения пробы с ГВ увеличилось количество средних (36,7%) и сильных (5,4%) корреляций, соответственно уменьшилось количество слабых корреляционных взаимоотношений (57,9%). Анализ изменений данных, наблюдаемых при проведении ГВ и после нее показал, что в 100% случаев происходило снижение линейной скорости кровотока в лучевой артерии и увеличение показателей ПСС, что является признаком вазоконстрикции. Показатели системной гемодинамики изменялись следующим образом: у 83,3% субъектов отмечалось снижение АДс, АДд, САД, у них же отмечалось увеличение ЧСС, УИ и СИ параллельно со снижением ОПСС и признаками симпатикотонии (ИК), что указывает на гипердинамические сдвиги центральной гемодинамики. Изменения показателей носили стойкий характер и сохранялись определенное время после окончания ГВ. В остальных 16,7% случаев отмечалось увеличение АД, при этом остальные показатели центральной гемодинамики практически не изменялись.
Таким образом, снижение скорости периферического кровотока во время ГВ может быть связана с рефлекторной симпатической активацией, которая противостоит вазодилятирующему эффекту гипокапнии. Изменения показателей кровотока в лучевой артерии не согласуются с изменениями центральной гемодинамики, снижение скорости периферического кровотока наблюдается независимо от изменений ОПСС.