Одним из пусковых механизмов развития диабетических микроангиопатий служит генетический дефект сосудистой стенки, который реализуется с помощью нарушения обмена веществ при сахарном диабете. Хроническая гипергликемия, которая провоцирует развитие целого каскада патологических процессов: гликозилирование структурных белков базальных мембран микрососудов, снижение синтеза гликозаминогликанов, пролиферацию эндотелия и мезангиального матрикса. Наряду с этим, под влиянием конечных продуктов гликозилирования происходит уменьшение простациклина в эндотелии и увеличение тромбоксана, что также является дополнительной причиной нарушения микроциркуляции, повышенного тромбообразования [1,2,3,6,7].
Учитывая данные обстоятельства, целесообразно использовать в лечении диабетических микроангиопатий препараты, патогенетической направленности. Наше внимание привлек препарат из группы низкомолекулярных гепаринов-эноксапарин (клексан) фирмы Авентис, Франция. Это эффективное противотромботическое средство со средней молекулярной массой около 4,500 дальтон, обладающее выраженной анти-Ха активностью и низкой анти-IIа (антитромбиновой) активностью. Кроме того, эноксапарин обладает рядом ценных свойств, использование которых, в нашем случае, способно обеспечить качественную защиту сосудоповреждающим факторам, а именно, низкомолекулярные гепарины способны повышать уровень липопротеин-ассоциированного фактора, являющегося мощным естественным ингибитором внешнего пути свертывания. Он взаимодействует с липопротеинами низкой плотности, изменяя их атерогенные свойства, тем самым уменьшая пролиферацию эндотелия и мезангиального матрикса [5].
Выше указанные предпосылки позволили сформулировать цель настоящей работы: изучить клиническую эффективность эноксапарина (клексана) в комплексной терапии диабетических микроангиопатий (диабетической нефропатии, периферической микроангиопатии нижних конечностей) у больных сахарным диабетом типа 1.
Материалы и методы
Обследовано 56 больных СД типа 1, осложненным диабетической микроангиопатией, которая проявлялась диабетической нефропатией и периферической микроангиопатией нижних конечностей. Среди обследованных было 36 женщин и 20 мужчин в возрасте от 18 до 52 лет (средний возраст 28.6±1.2 года), длительностью заболевания от 5 до 29 лет. К моменту обследования все больные находились в компенсированном и субкомпенсированном состоянии по СД. Пациенты исследуемой группы получали лечение эноксапарином в составе комплексной терапии. В качестве базисной терапии использовались антиоксиданты, ингибиторы АПФ, витамины группы В. Генно-инженерная инсулинотерапия проводилась в интенсифицированном режиме в суммарной дозе инсулина от 0,5 до 0,7 ед/кг массы тела в сутки. Эноксапарин (клексан) назначали подкожно 1 раз в сутки по 40 мг (4000 анти-Ха МЕ/0,4 мл) в течение 2-х недель. В группу сравнения, рандомизированную по полу, возрасту и диагнозу, вошли 20 больных, получавших только базисную терапию (включая инсулин). Оценку результатов исследований проводили до начала лечения, через 2 недели лечения, а также через 1 месяц после окончания лечения.
Общеклинические, некоторые биохимические параметры и показатели коагуляционного гемостаза определяли с помощью стандартных унифицированных методик. Экскрецию альбумина с мочой определяли методом Orion Diagnostica Microalbuminuria Assay (Финляндия). Функциональное состояние почек оценивали следующим образом: по пробе Зимницкого, скорости клубочковой фильтрации по формуле Кокрофта-Голта, суточной протеинурии. Почечный функциональный резерв (ФПР) исследовали с аминокислотной нагрузкой Aminosteril K. E. Nephro Kohlenhdratfrei. Реносцинтиграфию проводили с использованием радиофармпрепарата Пентатекс-99м-Tc на гамма-камере МВ 9100 с расчетом эффективного почечного плазмотока (ЭПП). Уровень В2-МГ исследовали в крови и моче радиоиммунологическим методом при помощи стандартных наборов «рио-Бета-2-микро» (Беларусь). Состояние тканевого кровотока нижних конечностей оценивали на гамма-камере МВ-9100 (Венгрия) с процессором «Super-Segams» после введения Tc-99м-Технефора. Кроме того, проводили периферическую реовазографию нижних конечностей на компьютерном комплексе «нейрокартограф-МБН» с расчетом показателей артериального, венозного кровотока и микроциркуляции [4]. Состояние микроциркуляции оценивали также с помощью оригинальной установки, компьютерной цифровой обработки (С.Б. Жуплатов, 1994).
Результаты и их обсуждение
Улучшилось общее состояние больных (уменьшились головные боли, головокружение, общая слабость) в основной группе у 42 (75%) и группе сравнения у 11 (55%). Выявлено значительное уменьшение или исчезновение болей, онемения, парастезий нижних конечностей после лечения у 34 (73,9%) больных, в основной группе и у 12 (60%) в группе сравнения. Увеличилась двигательная активность пальцев стоп за счет снятия болевого блока и улучшения трофики. Ослабленная пульсация на артериях стоп после курса лечения усилилась у 28 (60,9%) пациентов, в группе сравнения - у 8 (40%). Болезненность по ходу сосудов и мышц уменьшилась у 35 (76,1%) больных в основной группе и у 9 (45%) - в группе сравнения.
В результате лечения эноксапарином выявлены значительные позитивные сдвиги в состоянии клубочкового аппарата почек. При исследовании микроальбуминурии (МА) в динамике было установлено, что через 2 недели лечения препаратом этот показатель достоверно снижался с 212,3±10,7 до 87,5±9.68 мг/сут (P<0,01). У пациентов с протеинурией также отмечалось значимое снижение экскреции белка с мочой с 640±39,04 до 450±24,58 мг/сут (P<0,01). Обследование больных через 1 месяц показало, что в группе больных с МА достигнутый эффект сохранялся и после отмены препарата. Достоверной динамики уровня креатинина плазмы и скорости клубочковой фильтрации выявлено не было. Показатели, отражающие состояние внутрипочечной гемодинамики в процессе лечения имели явную тенденцию к улучшению. У 21 больных (70%) с МА после лечения выявлено заметное повышение ФПР
с -28,9±6,3% до +5,7±2,4% (P<0,01). Отмечена положительная динамика в изменении содержания В2-МГ после курса лечения эноксапарином. Уровень В2-МГ в крови достоверно снижался в основной группе, причем у больных с МА значения приближались к показателям группы здоровых людей. Динамичное снижение содержания В2-МГ наблюдалось и в моче (P<0,01). При проведении реносцинтиграфии на ренограммах отмечено уменьшение, прежде увеличенного, периода полувыведения радионуклида почками (P<0,05). Увеличилась максимальная амплитуда и уменьшилась ассиметрия ренограмм (P<0,01). Эффективный почечный плазмоток возрастал под влиянием курса терапии эноксапарином в целом с 407,3±37 до 532,5±35,5 мл/мин (P<0,05).
Оценка состояния тканевого кровотока с радиофармпрепаратом (РФП) Тс-99м-Технефором позволило обнаружить выраженное замедление поступления радиофармпрепарата в тканевую фазу, менее значительное - в магистральную. При этом наблюдалось снижение коэффициента относительного накопления (КОН) в основной группе до 0,81±0,01, в группе сравнения - до 0,83 ±0,02 (нормальное значение >1,0). Следует отметить замедление процесса «вымывания» РФП из тканей у больных СД типа 1 и образование определенного застойного плато, что по-видимому, свидетельствует о нарушении микроциркуляции и венозном застое в тканях дистальных отделов нижних конечностей. После курса лечения зафиксирована положительная динамика показателей, в основном, в тканевую фазу и незначительное улучшение в магистральную фазу. КОН в основной группе увеличился на 32% (p<0,05), в группе сравнения - на 23% (p>0,1).
При анализе реовазограмм достоверно улучшилось пульсовое кровенаполнение на голенях и стопах, о чем свидетельствовали изменения показателей периода быстрого наполнения Еб (отражает тонус сосудистого русла крупных артерий) и периода медленного наполнения Ем (отражает тонус мелких артерий и артериол). Так, в основной группе Еб уменьшился на голенях, в среднем, на 16% (p<0,02), на стопах - на 8,2% (p<0,05). В группе сравнения - на 5,6% (p>0.1), и на 4,4% (p>0,1) соответственно. Ем под влиянием лечения эноксапарином уменьшился на 19,2% (p<0.05) на голенях и на 12,7% (p<0,05) на стопах. В группе сравнения динамика полученных показателей была не достоверна. Об уменьшении признаков венозного застоя и повышении эластичности сосудистой стенки свидетельствует увеличение амплитуды диастолической волны (Д) и нормализация значений межамплитудного коэффициента (Mkd). В основной группе амплитуда диастолической волны возросла, на 36,8% (p<0,02) на голенях и на 11,7% (p<0,05) на стопах. В группе сравнения этот показатель увеличился на 21% (p<0,02) на голенях и на 8,8% (p<0,05) на стопах. Отмечена также нормализация межамплитудного коэффициента в обеих группах. В бассейне артериол и прекапилляров наблюдалось увеличение скорости периода медленного наполнения (Vм) в основной группе, на 13% (p<0,05) на голенях и на 11,1% (p<0,05) на стопах. В группе сравнения эти показатели составили 9,1% (р>0,1) и 6,3% (р>0,1) соответственно. Одновременно выявлено уменьшение периода медленного наполнения и амплитуды инцизуры (более убедительные данные получены у больных, получавших эноксапарин). Такая динамика показателей является признаком улучшения микроциркуляции, уменьшения тонуса артериол, что способствует прекращению сброса крови через артериовенозные шунты и усилению обмена веществ в тканях.
Выявлена положительная динамика со стороны качественных и количественных показателей конъюнктивальной биомикроскопии. В основной группе после лечения отмечено достоверное снижение показателей всех конъюнктивальных индексов. Заметно снижался периваскулярный отек, уменьшалось количество зон запустевания, микрососудов с неравномерностью калибра, разрешался «сладж»-синдром. Наиболее четкие изменения были выявлены в капиллярах. Прерывистость кровотока в микрососудах уже выявлялась в меньшей степени. «Сладж»-феномен оставался только лишь в единичных посткапиллярных венулах и капиллярах.
На основании полученных данных, можно считать, что применение низкомолекулярного гепарина - эноксапарина (клексана) дает возможность улучшить гемодинамику микрососудов, уменьшить гипоксию, вследствие положительных сдвигов в системе микроциркуляции всего организма, и в частности, в почках и нижних конечностях.
Побочных и аллергических реакций от введения препарата не наблюдалось.
Выводы
1. Применение эноксапарина (клексана) в комплексной терапии больных СД типа 1 с диабетическими микроангиопатиями оказывает нефропротективное действие: уменьшение суточной протеинурии, уменьшение уровня В2-МГ в крови и моче, повышение функционального почечного резерва и эффективного почечного плазмотока.
2. После курса лечения эноксапарином (клексаном) отмечена положительная динамика в системе микроциркуляции. (по данным конъюнктивальных параметров и показателей периферического кровотока).
3. Использование эноксапарина (клексана) у больных СД типа 1 может быть рекомендовано в комплексной терапии диабетических микроангиопатий (диабетической нефропатии, периферической микроангиопати нижних конечностей) по схеме: подкожно 1 раз в сутки по 40 мг (4000 анти-Ха МЕ/0.4 мл) в течении 2-х недель.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Балаболкин М.И. Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний: Руководство [текст] / М.И. Балаболкин, Е.М. Клебанова, В.М. Креминская - М.: Медицина, 2002. - 751 с.
- Бондарь И.А., Климонтов В.В. // Пр. эндокринологии, 2006. - Т.52. - №4. - С.45-49.
- Дедов И.И., Шестакова М.В. Диабетическая нефропатия. Москва, Универсум Паблишинг, 2000. - 239 с.
- Иванов Л.Б., Макаров В.А. Лекции по клинической реографии. - М. - 2000. - 168 с.
- Моисеев В.С. // Клин. фарм. и терапия.-2000.-№9.-с.72-79.
- Салтыков Б.Б., Пауков В.С. Диабетическая микроангиопатия. - М. - 2004. - 220 с.
- Gambaro G. // Treat andocrinol. - 2006. - Vol.5 (4). - P.211-222.