При обследовании детей родильных домов г. Астрахани в 40% случаев был установлен этот диагноз, у детей, родившихся в головном предлежании и до 70% случаев у детей, родившихся в тазовом предлежании, при тяжелых родах, требовавших акушерских пособий.
Также часто встречается приобретённая, нейрогенного генеза кривошея у детей с перинатальным поражением мозга вследствие задержки влияния позотонических рефлексов (особенно АСШТР - асимметричного шейного тонического рефлекса с преобладанием его действия с одной какой-либо стороны).
При запоздалой диагностике и несвоевременно назначенном лечении кривошея приводит: к заметной асимметрии лица, которая проявляется в скошенности подбородка, уменьшении больной половины лица, затем в асимметрии черепа; к изменению направления слухового прохода; к изменению развития верхней и нижней челюстей, придаточных полостей носа, носовой перегородки, твёрдого нёба; к ограничению полей зрения; к нарушению осанки; к изменениям в шейном и грудном отделах позвоночника. При более тяжелой форме страдания и у детей более старшего возраста заболевание приводит к S-образному сколиозу шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника. Выше перечисленное доказывает актуальность проблемы.
В настоящее время комплексная терапия кривошеи состоит в сочетании консервативных ортопедических мероприятий со специальной лечебной гимнастикой, массажем и физиотерапевтическими процедурами. В качестве консервативных ортопедических мероприятий в настоящее время используются: гипсовая повязка (Фридлянд М.О. 1954); ватно-марлевая повязка (Чаклин В.Д. 1957); специальная повязка (Биезинь Л.И. 1968); укладка мешочками с песком (Юмашев 1971); ватно-марлевая баранка (Волков М.В., Дедова В.Д., 1972); картонно-ватно-марлевый воротник (Мирзоева И.И., Конюхов М.П., 1983); головодержатель из ткани «Трикор» (Научно - производственный центр «Огонёк», Москва 1992.).
Известные устройства имеют ряд существенных недостатков. Они вызывают мацерацию кожи новорожденного в местах их соприкосновения, имея циркулярную форму, сдавливают шею ребенка с возможностью прижатия сосудов, дыхательных путей, не формируют шейный лордоз, необходимость постоянного контроля за положением устройства на ребенке, не обеспечивают достаточной коррекции.
Нами предложено устройство для постуральной коррекции кривошеи (подана заявка на изобретение № 2002133551/14(035306) от 10.12.2002, по которой от 7 апреля 2004 г. принято решение о выдаче патента на изобретение), в котором устранены изложенные выше недостатки и при его использовании создаются комфортные условия коррекции положения головы и формирования функции грудино - ключично - сосцевидной мышцы. При нейрогенном генезе кривошеи оно способствует редуцированию влияния позотонических рефлексов.
Устройство контактирует с кожей ребенка по задней поверхности шеи, в области ушной раковины со здоровой стороны и в области сосцевидного отростка с пораженной стороны, не охватывает шею циркулярно. Благодаря форме устройства обеспечивается надежная фиксация в корригированном положении при сохранении возможности поворота головы в сторону поражения, формируя функцию пораженной мышцы. Это устройство использовалось для реабилитации детей с сочетанной нейро-ортопедической патологией в Астраханском Областном Специализированном доме ребенка (акт использования от 1.10.2003 г.) для детей, имеющих кривошею как врожденного, так и приобретенного нейрогенного характера, в возрасте от 1,5 мес. до 2 лет. В каждом случае проведения постуральной коррекции с помощью выше указанного устройства получен положительный результат, осложнений не отмечалось.