В практическом бизнесе стремление к наживе является самой характерной чертой ныне хозяйствующих субъектов. Однако ещё Г. Форд предупреждал о том, что стремление к наживе приведёт в конечном итоге к краху. Вспомним, что его концепцией было обеспечение каждого среднего американца автомобилем.
Итак, бизнес и отрицание стремления только к прибыли?
Это одна из сторон диалектики развития экономики с давних времён.
Обратимся к мудрой книге «Новый завет Господа нашего Иисуса Христа». В евангелии от Матфея в главе 5 стихе 24 сказано: «Никто не может служить двум господам...Не можете служить Богу и Мамоне».
Мамона - богатство. Под служением Богу можно понимать принятие в основу своего бытия общечеловеческих ценностей, неоднократно повторяющихся в книгах Святого писания.
Значительная часть русских промышленников и купечества понимала значение приведённой заповеди. Концентрация и увеличение капитала для многих из них не являлись самоцелью, а средством расширения и укрепления дела, которое в конечном итоге способствовало росту национальной экономики. Ведь их стараниями создавались и развивались целые отрасли российского производства и торговли; их благотворительности и общественной деятельности во многом обязаны наука и искусство.
Мы не собираемся их детализировать, все они в той или иной степени эксплуатировали наёмный труд. Однако эксплуататоры Демидовы явились родоначальниками металлургии в России. А кем является, что создал «предприниматель» Березовский и масса других нынешних «предпринимателей», навязывающих силой своё посредничество?
На наш взгляд обозначение любого бизнесмена предпринимателем не правильное. Этого наименования достойны только создатели реальных материальных благ и услуг.
Но возвратимся к Новому завету, рассмотрим параллельно две кажущиеся на первый взгляд противоречивые притчи. Матф. 18:24 «И ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие небесное». Но в том же Евангелии от Матфея в главе 5:16-18 читаем «Получивший 5 талантов пошёл, употребил из в дело и приобрёл другие пять талантов». В кажущемся противоречии есть логика экономики: первая притча обращена к юноше, живущему за счёт получения (может быть по наследству) имения, т.е. самому ничего не создающему; вторая же чётко указывает на необходимость оборота капитала - нельзя, вредно омертвлять ранее произведённый труд.
Книги Святого писания могут быть весьма полезными для нравственного воспитания будущих предпринимателей. Например, притча о том, как Христос выгнал торгующих из Храма, может быть основой для лекции (занятия, беседы) о месте бизнеса в человеческом бытии, его моральных границах. А вот прямое обоснование гражданской обязанности платить налоги: «...тогда говорит им: итак отдайте кесарево кесарю, а Божье - Богу» (Матф. 22:21).
Может быть пригодятся следующие заповеди, которые мы приводим на одном из занятий по дисциплине «Введение в направление»:
Прибыль - самое главное
Но превыше всего честь
Честь - это капитал
Капитал - это на деньги плюс деньги
Деньги - не самоцель
Цель - расширение дела
Дело требует работать до бесконечности... и ещё.
Мы понимаем, что затронули весьма большую и сложную проблему. Но уверены, что многие из прочитавших эту статью согласятся в том, что она есть и ею надо заниматься, в первую очередь, воспитателям будущего поколения предпринимателей.
А может быть ввести в учебный план дисциплину примерно такого же названия, какое носит данная статья?