Демократизация общества затронула и взаимоотношения медицинской науки и средств массовой информации. Ситуация становится особенно значимой сейчас, в эпоху гласности, когда стали писать открыто, более остро, охотно меняя привычные авторитеты на новоявленные. Другая особенность, характерная для нашего времени - появление целой волны представителей парамедицины, оккультных наук. Освобожденная от официозных канонов журналистика на пути завоевания массового читателя (зрителя, слушателя) стала эффективным средством такой пропаганды. Огромный спрос на различного рода экстрасенсов, обладателей биополей, а также открывателей элементарно-примитивных средств диагностики и лечения заболеваний является, в частности, следствием неудовлетворённости отечественным здравоохранением. Очевидные недостатки нашей медицины - её слабая организация, необеспеченность оборудованием и лекарствами, низкий уровень медицинских работников - в массовом сознании автоматически адресуется медицинской науке в целом. В то же время, необычайно велика потребность населения в популярной медицинской информации. Пресса, стоящая на страже народных интересов, должна служить сохранению драгоценнейшего блага - здоровья и взять на себя задачу борьбы с профанами и шарлатанами, посягающими на народное здоровье. Но необходимо сознавать и роль студентов медицинских вузов и колледжей в популяризации медицинских знаний. А, следовательно, возрастает значение преподавателей в организации такой профилактической работы студентов-медиков.
Вхождение медицины в структуру рыночных отношений предъявляет ряд требований к методике преподавания медицинских наук и вновь делает актуальными старые проблемы общей нозологии, в частности учения о болезни. Во-первых, проблемы учения о болезни выступают как эпицентр рекламной борьбы в медицине. Информация о психосоциальных механизмах чудотворчества известных российских целителей не имеет научной ценности. Их методология не может быть опубликована в научной печати, но весьма велеречиво освещается в печати массовой. Специалист не может оценить ни цель исследования, грамотность и чёткость задач, ни его методы, ни объективность результатов, ни компетентность их интерпретации. Характерно, что чудесные врачеватели, как правило, эмпирики-одиночки, не связанные общими подходами, методическими принципами, преемственностью. Несомненно, периоды расцвета паранауки, псевдокультуры обусловлены и социально - политической нестабильностью, когда бурное развитие общества индуцирует массовое появление различного рода кудесников, исцелителей прорицателей, изобретателей магий и пр. Во-вторых, проблемы учения о болезни стали ареной давления идеологических направлений буддистско-даосистко-йогического толка и эзотерических воззрений европейской традиции. Эти направления, имеющие развитую философскую базу, обладают арсеналом средств воздействия на организм человека, дающих весьма впечатляющие результаты. Знакомство с ними зачастую ведёт к отходу студентов, молодых врачей и медицинских сестёр с позиций научной медицины, осложняет процесс их методологической ориентации.
Союз медицинской науки и средств массовой информации, а также активная пропагандистская работа студентов и молодых медицинских работников особенно необходимы сейчас, когда перед человечеством встают вопросы, в решении которых принимают участие все члены общества. От средств массовой информации зависит формирование правильных представлений о смерти, о задачах и проблемах реанимационной медицины, о возможностях трансплантологии, генной инженерии. В вопросах воспитания будущих медицинских работников необходима разумная тактика, большая продуманность, ибо необоснованные сенсационные представления или, наоборот, критика могут принести только вред. Кончилась эра лозунгов, тезисов и социального мифотворчества, наступает время изменения смыслов и образов действий, интерпретаций, существующих и прогнозируемых тенденций. Надо понимать свою собственную страну умом, самим её развивать, украшать и обустраивать.