В монографии Тогунова И.А. «Теория управление рынком медицинских услуг» раскрывается сущность и особенности подхода к пониманию и теоретическому обоснованию методов и форм управления системой взаимоотношений врача и пациента в условиях становления рынка медицинских услуг. Книга является логическим итогом проведенного многолетнего исследования «Научное обоснование эволюции взаимоотношений врача и пациента в условиях перехода к рынку медицинских услуг» в рамках специальности «Общественное здоровье и здравоохранение».
В книге рассмотрены проблемы складывающихся новых маркетинговых отношений в отечественной системе здравоохранения. Определены наличие и сущность таких отношений, представлены их возможные формализованные понятия, вскрыта и найдена логика взаимосвязей элементов маркетинговых систем здравоохранения, приведена одна из возможных моделей такой системы отношений и ее исследование. Предпринята попытка осветить, в той либо иной степени, вопросы управления и экономики здравоохранения, общего маркетинга и маркетинга медицинских услуг, информационных технологий в здравоохранении, имитационного моделирования производственных и финансовых процессов системы здравоохранения.
Монография содержит три основные части изложения материала: 1) основы маркетинга медицинских услуг, 2) теоретические проблемы управления рынком медицинских услуг, 3) опыт имитационного моделирования в здравоохранении.
Аннотациями, к представленному в труде исследованию, могут служить цитаты из рецензий официальных оппонентов автора В.И. Стародубов - директора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения МЗ РФ, Члена-корреспондента РАМН, доктора медицинских наук, профессора: «Работа содержит новые решения актуальных вопросов, направленных на понимание сущности современных взаимоотношений субъектов системы здравоохранения в новых экономических условиях отечественного здравоохранения; представляет разработку теоретических основ и научно обоснованных методологических подходов в регулировании отношений врача и пациента в современных условиях формирования рынка медицинских услуг» и В.З. Кучеренко - заведующего кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И.М.Сеченова, Заслуженного деятеля науки РФ, Члена-корреспондента РАМН, профессора: «Основные положения, полученные автором, выводы и рекомендации представляется возможным квалифицировать как новое научное направление, обосновывающее эволюцию и прогнозирующее основные тенденции развития взаимоотношений врача и пациента в условиях демонополизации государственной системы здравоохранения.
Научная новизна исследования бесспорна, практическая значимость результатов существенна. Работа вносит вклад в теорию и практику учебной и научной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». Неоценимую заслугу в в появлении настоящего труда внес Александр Леонидович Линденбратен, доктор медицинских наук, профессор, заведующим отделом экономических исследований в здравоохранении ГУ Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
Монография рассчитана на специалистов в области общественного здоровья, менеджеров системы здравоохранения, руководителей медицинских учреждений муниципального, регионального и федерального уровней, сотрудников фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций, научным работникам.
Отдельные положения книги могут вызвать определенный научно-практический и учебно-познавательный интерес студентов и слушателей циклов, освещающих вопросы общественного здоровья, социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением.
Книга И.А. Тогунова «Теория управление рынком медицинских услуг» является лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, проводимого Фондом развития отечественного образования (Сочи, 2008 г.)
Работа представлена на Общероссийскую научную конференцию «Инновационные медицинские технологии», Москва, 17-18 ноября 2009 г. Поступила в редакцию 09.03.2010.