Процесс научного познания в любой отрасли человеческой деятельности проделывает определенный путь от сбора и накопления эмпирических фактов до создания научной теории. Исторически выработалось несколько методов построения научной теории, наиболее точным из которых является аксиоматический метод. Последний подразумевает выделение нескольких основополагающих аксиом (постулатов), из которых выводятся все остальные положения теории. Этот метод лежит в основе общетеоретического знания в области точных наук. Огромные достижения в области биологии и медицины требуют общетеоретического переосмысления и в этих традиционно описательных разделах научного знания, в том числе общей патологии человека, где попытки построения логической структуры накопленного знания пока не увенчались видимым успехом. В.П. Петленко считает, что к биологическим наукам более приложим метод принципов, которые содержат в концентрированной форме накопленную предшествующую информацию и отраженную в них практику и вместе с эмпирическим базисом определяют характер и сущность научной теории. Этот метод предполагает, во-первых, отыскание и формулировку самих принципов, и, во-вторых, синтетическое объединение этих принципов как элементов познания в единую теоретическую систему [8].
По мнению В.С. Степина, включение научного знания в культуру всегда предполагает его философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских принципов, которые обосновывают постулаты науки. Формирование философских оснований науки осуществляется путем отбора и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания [10].
Таким образом, теоретическое знание в биологии должно основываться на философских принципах бытия материи, в том числе живых организмов как ее составной части. Несомненным является также и тот факт, что в различных областях биологических наук построение теоретических моделей требует использования различных философских начал, что зависит от конкретных задач той или иной отрасли.
В связи с тем, что областью наших научных интересов является клиническая медицина, дальнейшее изложение материала подчинено проблеме построения теоретической схемы общепатологического процесса, призванной разрешить научные споры вокруг трех основных разделов общей патологии человека: этиологии, патогенеза и сущности болезни. Для достижения поставленной цели мы предлагаем в основу современной общей теории патологии положить соответственно следующие три философских принципа, которые могут выступать в роли философских оснований теории и из которых последовательно могут быть выведены все ее основные положения:
- Принцип детерминации --------принцип причинности -----этиология
- Принцип самоорганизации ----принцип системности ------патогенез
- Принцип единства природы--- принцип подобия ---------- сущность болезни
Первый философский принцип лежит в основании анализа проблем этиологии, второй - патогенеза, а третий - сущности болезни. В данном исследовании мы остановимся на анализе принципа подобия.
Этот принцип является в некотором роде частным выражением фундаментального философского принципа материального единства мира, который исходит из признания общности всех природных явлений. Семантически принцип единства природы предполагает субстациональное (материя является субстанцией всех явлений и процессов в природе), атрибутивное (любая часть материи обладает полным набором ее атрибутов), номологическое (все природные процессы подчиняются одним и тем же всеобщим законам) и генетическое (все виды материи имеют общие истоки и корни) единство мира [1].
Поиски единства и простоты научного знания всегда были важнейшей стратегией ученых в их деятельности по добыванию истинного знания. Все крупные движения идей диктовались не столько попытками разрешить противоречия между теорией и аномальными экспериментальными результатами, сколько стремлением к единству теоретического знания. Эта тенденция была первичным, основным принципом, определяющим направление научного поиска. Соображения единства уже лежали в основе создания первой, механической картины мира Галилея - Ньютона. С единой точки зрения удалось объяснить движение земных и небесных тел. Классическая механика стремилась объяснить с единых позиций все природные явления. Наиболее значимые для научного познания обобщения являются отождествлением нетождественного как стремление находить подобное в различном, объединять его в единое целое, что составляет главную особенность процессов унификации и обобщения в научном познании [7].
Принцип подобия в общей теории патологии должен лежать в основе разрешения противоречий в понимании физиологического и патологического процессов, которые часто рассматривают как совершенно различные, нередко противопоставляя один другому. Здесь мы целиком разделяем точку зрения И.В. Давыдовского [4, 5], что один общий биологический процесс лежит в основе и нормальных, и патологических явлений, и фактически нет ни одного патологического процесса, который не имел бы своего прототипа в физиологии.
Согласно гистогенетической концепции, в основе репаративной регенерации лежат процессы физиологической регенерации; в свою очередь физиологическая регенерация тканей протекает на основе общих закономерностей эмбрионального гистогенеза [6].
Морфологическая сущность патогенеза патологического процесса заключается в патологической регенерации тканей, протекающей по трем основным альтернативным вариантам: а) гиперплазия, б) гипо- и аплазия и в) метаплазия. И.В. Давыдовский утверждал [5], что метаплазия представляет собой одно из проявлений адаптации тканей к определенным условиям существования, что метапластическая потенция заложена в нормальной ткани. Даже в основе канцерогенеза лежит естественный физиологический процесс функционирования стволовой клетки, обладающей всеми основными свойствами «раковой» клетки, а в основе механизма малигнизации также лежит нарушение тканевого гомеостаза. «Злокачественность» заложена в самой биологической сущности нормальной стволовой клетки.
Как уже неоднократно подчеркивалось на страницах периодической печати, причина болезни есть результат взаимодействия внутренней и внешней причины, причем внутренняя причина является первичной. Что мы должны понимать под внутренней причиной? Она должна быть заложена в нормальном организме, у нее должна быть физиологическая основа. В организме нет ни одной причины, изначально «настроенной» на патологию. И если в геноме всех клеточных структур имеются протоонкогены, значит, они запрограммированы на естественную, физиологическую функцию стимуляции пролиферации.
Любая болезнь в своей основе может иметь только нормальные структурные и функциональные составляющие жизнедеятельности организма. Сущность болезни исходит из нормы, из естественных общебиологических и физиологических процессов.
Д.С. Саркисов и Л.И. Аруин утверждали, что компенсаторно-приспособительные процессы, обеспечивающие гомеостаз в больном организме, не являются какими-то особыми реакциями организма, а представляют собой разнообразные комбинации его физиологических функций, развертывающихся на той же, что и в норме, материальной основе [9].
И. В. Давыдовский в своих фундаментальных трудах [4, 5] подчеркивал, что воспаление по существу является приспособительной реакцией, следовательно, биологически целесообразной. Правильнее говорить не о нарушении функции, а об особой деятельности поврежденной части организма, основанной на законах противодействия и самосохранения. С биологической точки зрения воспаление является нормальным отправлением организма, и неспособность последнего отреагировать воспалением грозит ему гибелью.
А.И. Воложин и Ю. К. Субботин [2] рассматривают процесс приспособления биосистем как единство противоположных механизмов адаптации (изменения) и компенсации (сохранения). Они также определяют сущность патологии как приспособительный механизм, считая, что процессы приспособления едины на любом уровне проявления жизни. Патология индивида является проявлением естественного отбора и, следовательно, приспособительна по своей сущности. По меткому выражению И.В. Давыдовского [4], биологический аспект объединяет физиологию и патологию в пределах одного и того же качества. Это качество - приспособление как основа жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Беляев Г.В. // Всемирная энциклопедия: Философия / Под ред. А.А. Грицанова. М.: АСТ, Мн.: Соврем. литератор, 2001. С. 615.
- Воложин А.И., Субботин Ю.К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. М.: Медицина, 1998. 480 с.
- Голицын Г.А., Левич А.П. // Философские науки. 2004. № 1. С. 105.
- Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине: Этиология. М.: ГИМЛ, 1962. 176 с.
- Давыдовский И.В. Общая патология человека. М.: Медицина, 1969. 611 с.
- Клишов А.А. // Руководство по гистологии. В 2 т. Т. 1. СПб.: СпецЛит, 2001. С. 14.
- Мамчур Е.А. // Вопр. философии. 2003. № 12. С. 100.
- Петленко В.П. Философские вопросы теории патологии. Л.: Медицина, 1968. 286 с.
- Саркисов Д.С., Аруин Л.И. // Структурные основы адаптации и компенсации нарушенных функций. М.: Медицина, 1987. С. 20.
- Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.