Действие защитных механизмов, обобщенно, выражается в бессознательном преобразовании субъективно значимой информации в целях снижения нервно-психического напряжения, поддержания интрапсихической устойчивости и согласованности личности, предотвращения дезорганизации психической деятельности.
Формирование системных качеств психологической защиты происходит в общем контексте формирования регуляторно-приспособительных свойств психики и функциональных систем, обеспечивающих возможность развития личности и сохранение ее психологического здоровья, в контексте хода психического созревания и развития личности.
На сегодняшний день исследования неосознаваемых адаптивных психических процессов в отечественной науке представлены возрастно - психологическим, структурно - функциональным, клинико-психологическим, психодинамическим и другими подходами.
На наш взгляд, перспективным является структурно-динамический анализ психологической защиты в рамках системного подхода, который, по мнению Е.С. Романовой, предполагает рассмотрение причинных и временных связей между всеми элементами, включенными в генезис и функционирование основных защитных механизмов (Романова Е.С., 2002).
Для описания психологической защиты, как реальной динамической системы, мы воспользовались идеей пентабазиса системных описаний, предложенной В.А. Ганзеном. Сущность метода базисов состоит в соотнесении множества элементов описания с множеством элементов базиса, в результате чего производится структурирование и упорядочивание множества элементов описания.
Основными характеристиками любого объекта, по утверждению В.А. Ганзена, являются пространственные, временные, информационные и энергетические, которыми обладает субстрат объекта, выполняющий функцию интегратора перечисленных характеристик. Системное описание психологической защиты, ее основных свойств, на наш взгляд, включает анализ компонентов и отношений между ними, представленных в таблице ниже (см. таблицу). В основу выделения компонентов и их структуры положен системный подход к психологической защите Е.С. Романовой, базисное разложение системных объектов В.А. Ганзена и целостный подход к изучению человека Б.Г. Ананьева (Романова Е.С., 2002; Ганзен В.А., 1984; Ананьев Б.Г., 1968).
Таблица 1. Структурно-динамические свойства системы психологической защиты
Элементы базиса |
Компоненты системы |
|
Энергетические - ресурсы и свойства, обуславливающие силу и продолжительность адаптационного ответа |
Индивид
|
|
Личность
|
||
Субъект деятельности
|
||
Информационные - основания для описания и формирования типологии систем |
Структурные
|
|
Динамические
|
||
Функциональные |
||
|
Внешние
|
|
Временные -функционирование системы во времени (темпы, этапы) |
|
|
Макродинамика
|
Микродинамика
|
|
Пространственные - локализация, направленность стимулов и ответа |
Личность
|
|
Адаптационный ответ
|
||
Среда
|
Предложенная схема позволяет анализировать динамические изменения структуры и основных свойств системы путем сочетания, наложения элементов базиса. Причем, ключом к изменениям системы является сочетание элементов базиса с несогласованными характеристиками или, другими словами, внутреннее рассогласование системы и нарушение ее субординационных (между различными элементами базиса) или координационных (на уровне одного элемента базиса) отношений.
Теоретически можно выделить достаточно большое количество направлений изменений системы. Экспериментальное исследование структурно - динамических свойств системы психологической защиты в трудной жизненной ситуации у детей позволило выделить четыре основных устойчивых типа динамики:
- вертикальная (выражается в подъеме или спаде активности функционирования психологического защитного механизма);
- горизонтальная (выражается в изменении вида защитного механизма, переходе от более зрелых механизмов к более примитивным и наоборот, переборе механизмов для выделения целесообразных и эффективных в данный период времени);
- системная (заключается в изменении набора одновременно реализуемых механизмов, соотношения их активности и внутренних связей; может происходить в направлении сужения-расширения репертуара и усиления-ослабления связей);
- уровневая (выражается в изменении соотношения реализуемых адаптационных средств различных уровней, включает изменение соотношения защитных механизмов и механизмов совладания в период протекания адаптационного процесса и реализации адаптационной стратегии; является отражением изменения преимущественного уровня реализации адаптационного процесса).
Заметим, что в действительности динамические изменения имеют целостный характер и в определенном соотношении сочетают изменения различных типов.
Адаптационный потенциал структурных, иерархических изменений системы психологической защиты, ее внутренних и внешних связей, можно рассматривать в качестве механизма ее самоорганизации. В результате действия этого механизма формируется некоторое новое функциональное свойство, позволяющее личности адекватно и целесообразно регулировать собственную активность.
Границы динамических изменений системы очерчены пределом ее устойчивости, в которых сохраняется способность обеспечивать адаптационно-приспособительные реакции личности.
Связь эффективности адаптационного процесса и динамики защитных механизмов целесообразно рассматривать применительно к отдельным ее типам. При оценке нормативности психологической защиты В.Г. Каменская предлагает не ограничиваться нормативностью отдельных психологических защитных механизмов, а анализировать нормативность системы в целом (Каменская В.Г., 1999).
Рассматривая систему психологической защиты как целостное образование в рамках функциональной системы психической адаптации, мы предполагаем, что нарушение адекватности психологической защиты может происходить в направлении преимущественного нарушения ее динамических, функциональных или структурных свойств. В реальном адаптационном процессе характер нарушений носит сложный, взаимосвязанный характер. Нарушение определенных свойств и их соотношение, на наш взгляд, определяет характер включения психологической защиты в патогенез дезадаптивных состояний и, в немалой степени, психологическую картину формирующихся расстройств адаптации.