В настоящее время для международного туристического рынка характерны процессы жесткой конкурентной борьбы за клиента, рынки сбыта и сферы влияния. На российском рынке увеличивается число иностранных компаний, занимающихся туризмом, что неизбежно приводит к тому, что большая часть прибыли от международного туризма в России достается иностранным компаниям. Российские туристические организации из-за отсутствия достаточного опыта, знаний, финансовых возможностей, поддержки со стороны государственных органов испытывают большие сложности, чтобы противостоять конкуренции со стороны давно функционирующих на международном рынке компаний, занимающихся туристской деятельностью.
Изменить неблагоприятную ситуацию возможно применяя стратегию синергизма, т.е. путем создания новых моделей организации и управления туристской индустрией, вобравших в себя последние достижения теории и практики глобального хозяйствования и управления. Стратегия синергизма предполагает наличие у организации конкурентного преимущества за счет совместного использования ресурсов (стратегия технологий и издержек), рыночной инфраструктуры (совместный сбыт) или сфер деятельности (синергия планирования и управления). Значение стратегии синергизма заключается в том, что она помогает получить более высокую рентабельность производства при взаимосвязи организаций, чем в ситуации, когда они управляются раздельно.
В основе интеграции часто лежит принцип объединения собственности, ресурсов, сфер деятельности. Организационные формы объединений разнообразны и зависят от национальной специфики управления той или иной страны. Основными факторами, влияющими на многообразие форм объединений, являются отношения собственности, а также производственная и контрактная кооперация.
Идея формирования глобальных объединений начала активно пропагандироваться в США с середины 80-х годов. Глобализация позволяет фирмам осуществлять экономию на масштабе производства за счет стандартизации товаров и услуг, использовать преимущества мирового маркетинга. Для процесса глобализации бизнеса характерно: исчезновение национальных и региональных предпочтений, постепенное выравнивание потребностей и запросов потребителей; экономия на масштабе производства за счет стандартизации производимой продукции или услуг; использование преимуществ мирового маркетинга. Интернационализация рынков привела к тому, что почти в каждой стране работают одни и те же компании-конкуренты.
В целом теоретические аспекты развития стратегических объединений еще недостаточно разработаны. Одной из основных причин этого является невозможность посмотреть на это явление как бы со стороны из-за небольшой длительности их существования и неясности результатов существования большинства интеграционных объединений.
В процессе проектирования туристических интегрированных структур остро встает вопрос количественной оценки синергии, то есть определения синергетической стоимости. Она определяется как общая чистая приведенная стоимость всех «улучшений» исходящих от объединенных компаний. Расчет синергетической стоимости включает в себя определение таких параметров как: ожидаемая экономия затрат, увеличение прибыли и др. Для получения количественной характеристики синергии должен быть произведен количественный расчет всех потенциально возможных синергий от объединения. В общем виде синергетический эффект слияния или поглощения для определенного временного горизонта выражается формулой:
n
Σ PSt
t=1
TSt = _________(BP + IC),
(1+k)t
где TSt - общая планируемая синергия слияния (total synergy); PSt - общая планируемая синергия в периоде t (planned synergy); BP - премия за покупку (bid premium); IC - издержки на процесс слияния (integration costs); n - горизонт планирования; k - дисконтная ставка.
В настоящее время российские туристические организации только начинают осваивать различные организационные формы интеграционного взаимодействия, поэтому для них особенно актуальны оценки и осмысления мирового опыта использования глобальных объединений.