1.УГЛЕВОДОРОДЫ
Задание 1.
Общение между людьми основано на зрительных и слуховых контактах. Однако для некоторых других животных основным способом общения является выделение химических веществ. Для того чтобы привлечь внимание самки домашняя муха выделяет алкена - мускалюра. Установите его структурную формулу, если известны следующие его свойства:
а) взаимодействует с бромом, образуя бесцветный продукт состава С23Н46Вr2.
б) при озонировании и разложении озонида водой получаются вещества состава С8Н17СОН и С13Н27СОН.
Задание 2.
В состав феромона тревоги у муравьев-древоточцев входит углеводород. Каково строение углеводорода, если при его крекинге образуются пентан и пентен, а при его горении - 10 моль углекислого газа.
(Отв.: декан)
2.СПИРТЫ
Задание 1.
Для разметки территории пчелы рода Trigona используют вещество состава С7Н16О. Установите его структурную формулу, если:
а) оно реагирует с металлическим натрием с выделением водорода
б) при дегидратации переходит в углеводород С7Н14, который при озонолизе дает смесь уксусного и валерианового альдегидов.
(Отв.: гептан-2-ол)
Задание 2.
Привлекающим феромоном рабочей пчелы является гераниол, привлекающий других рабочих пчел. Установите строение молекул гераниола, если известны следующие его свойства:
а) состав молекулы С10Н18О
б) при бромировании образует вещество 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилоктанол-1.
(Отв.: 3,7-диметилоктадиен-2,6-ол-1)
3. АЛЬДЕГИДЫ И КЕТОНЫ
Задание 1.
При помощи химической сигнализации и химической информации происходит своеобразный «обмен мнениями» у животных. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют вещество состава С7Н14О. Определите строения этого вещества, если оно взаимодействует с гидроксиламином, с синильной кислотой дает вещество состава С7Н15ОN, при каталитическом гидрировании образует 4-метилгексанол-3.
(Отв.: 4-метилгексанон-3)
Задание 2.
Запах фиалок обусловлен веществом состава С9Н14О. Какова структурная формула этого вещества, если при бромировании образуется 2,3,6,7-тетрабром нонаналь-1.
(Отв.: нонадиен-2,6-аль-1)
4.КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ
Задание 1.
Кисловатый вкус ягод барбариса обусловлен высоким содержанием вещества состава С4Н5О5. Каково строение этого вещества, если при его дегидратации образуется непредельная дикарбоновая кислота состава С4Н4О4.
(Отв.: яблочная кислота)
Задание 2.
В состав облепихового масла входят ненасыщенные соединения. У них низкие температуры плавления - поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими, а клюква, рябина, брусника превращаются в твердые замороженные комочки. Одним из основных компонентов является вещество состава С17Н33СООН, которое обесцвечивает бромную воду, при этерификации образует с глицерином твердый жир.
(Отв.: олеиновая кислота)
Решение задач формирует определенный стиль мышления и развивает интеллектуальные умения учащихся. Успешность развития учебной деятельности зависит от активности обучающегося. Важно, чтобы задача создавала положительную установку на дальнейшую активную деятельность[1-2]. Само решение задач - это активный познавательный процесс. Интегрированные задачи способствуют формированию познавательных мотивов (ставить учащихся перед необходимостью творческого использования имеющихся у них знаний и приобретения недостающей информации).
Список литературы
- Евстафьева Е.И., Титова И.М. Начальное профессиональное образование: развитие внутренней мотивации учения //Химия в школе, №7, 2002. С.20-25.
- Безуевская В.А. Химические задачи с экологическим содержанием //Химия в школе № 3, 2000. С.59-61.