Представляется, что одним из основных путей преодоления негативных стереотипов о людях иной культуры и гармонизации отношений как между учащимися и учителями, так и между самими учениками, как членами различных этнических групп, является многокультурное образование. Оно рассматривает такие вопросы, как этническая толерантность, уважение религиозных различий, противодействие предвзятым стереотипам, проблемы расизма и дискриминации, основанные на культурных различиях. Многосторонний анализ теоретико-практических аспектов многокультурного образования сделан академиком Г.Д. Дмитриевым, на результаты исследований которого мы будем опираться в дальнейшем [1].
Автор статьи разделят точку зрения Г.Д. Дмитриева о том, что многокультурное образование начинается с учителя. Именно учитель выступает той центральной фигурой, которая играет первостепенную роль в создании гуманных отношений между учениками. Для того, чтобы помочь ученикам освободиться от социальных предубеждений, злобы и ненависти по отношению к представителям иных культур, учителю необходимо стремиться к личной многокультурности. Это в, свою очередь, представляет собой сложный и длительный процесс, в ходе которого учитель проходит несколько уровней:
- толерантность;
- понимание и принятие другой культуры;
- уважение культуры;
- утверждение культурных различий.
Итак, обучение толерантности является начальным уровнем становления многокультурного учителя. Данная ступень характеризуется развитием у индивида терпимости к культурным различиям.
Второй уровень становления учителя многокультурной личностью предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям учащихся. Иными словами, каждый школьник должен видеть, что учитель не отрицает его уникальность, а относится к ней с пониманием и желанием узнать о ней больше. Толерантный учитель может просто сделать вид, что не замечает, скажем, акцента ученика, а многокультурный учитель поступит иначе. Учитель, который достиг второго уровня развития, будет не просто принимать данную языковую особенность ученика, но считать это его преимуществом, стимулом к тому, чтобы научить других понимать и принимать культурный плюрализм.
Третий уровень многокультурного становления учителя характеризуется уважением культурных различий, что предполагает их высокую оценку учителем. Многокультурный учитель, в классе которого учатся дети других национальностей, обязательно выучит хотя бы несколько слов на их родном языке, чтобы порой приветствовать или поздравлять этих учеников.
Следующий, четвертый, этап многокультурного становления личности учителя - утверждение культурных различий - является, по словам Г.Д. Дмитриева, самым сложным. На данном уровне недостаточно просто быть толерантным, понимать, принимать и уважать культурные различия - необходима активная позиция. Многокультурный учитель всегда солидарен с теми, кто испытывает психологическое или физическое давление. Принимая во внимание, что многие дети уже стереотипированы дома или другими учителями в школе, многокультурный учитель на этом уровне будет искать причины и содержание негативных стереотипов. Он проведет беседу с родителями ученика, отличающегося от остальных, с той целью, чтобы ребенок почувствовал свою идентичность силой и преимуществом, а не проблемой. Многокультурный учитель организует дискуссию в классе о культурных различиях, объяснив детям, что общение с представителями других культур всегда помогает расширить кругозор и приобрести новый жизненный опыт.
В заключение еще раз подчеркнем, что многокультурность должна стать неотъемлемой частью профессионализма каждого учителя, работающего в многонационалном и поликультурном российском обществе. Только многокультурный учитель способен научить детей адекватно оценивать как отдельных людей, так и социальные группы, избегать насильственных способов решения проблем, являющихся губительными как для каждого индивида, так и для общества в целом.
Список литературы
- Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999. - 208 с.