В настоящее время одной из приоритетов государственной молодежной политики России является социальная работа с молодежью, включающая в себя центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, приюты для детей и подростков, центры экстренной психолого - педагогической помощи, реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями и т.д. Знание и изучение зарубежного, в частности, американского опыта для России особенно значимо, поскольку, несмотря на различия, он может быть успешно модифицирован и частично применен в российских условиях. Однако, бесспорно, России необходимо искать свои пути решения молодежных проблем, акцентируя внимание на российской ментальности, ее историческом опыте, традициях и культуре.
Социальная работа с молодежью в США осуществляется через сеть государственных и негосударственных программ поддержки молодежи и в настоящее время насчитывает более 300. Социальные услуги включают в себя такие виды помощи для студентов и преподавателей как оказание материальной помощи малоимущим студентам разово или в течение определенного периода времени в зависимости от создавшейся ситуации; помощь в случае заболевания или травматизации; консультирование и профессиональное руководство деятельностью студентов. В данную категорию входят трудности с учебой, добровольный уход из университета, успеваемость, решение личных проблем, конфликтов с преподавателями, семьей, сокурсниками.
Кроме того, существует служба помощи студентам по вопросам обучения, цель которой состоит в выделении тьюторов, которые бесплатно 4 часа в неделю занимаются со студентом по изучаемому предмету или курсу; служба по оказанию помощи студентам в написании и оформлении письменных работ, куда каждый студент имеет право обратиться и получить бесплатную консультацию; службы, специализирующиеся на защите и поддержке женщин-студентов, предоставляют различные виды помощи бесплатно от консультирования, дополнительных уроков по отдельным программа, занятий по самообороне до тренингов с психотерапевтом и поиска временной или постоянной работы.
Говоря о социальной работе с учащейся молодежью в России можно отметить формирование системы социальной работы с учащейся молодежью как специфического вида деятельности. Об этом свидетельствует введение должности специалиста по социальной работе, социального педагога, психолога в ряде детских дошкольных учреждениях и школах. До этого момента, данный вид деятельности выполняли воспитатели, заместители по воспитательной работе, пионервожатые и другие. В высших учебных заведениях эту работу выполняют кураторы групп, особенно на первоначальном этапе обучения студентов, руководители факультетов по воспитательной работе, деканы, заведующие кафедрами, помогая учащимся успешно адаптироваться в новых условиях. Для этого в вузе проводятся беседы и лекции, как для родителей, так и для самих учащихся с цель ознакомления их с новыми требованиями, распорядком дня, перспективным планом деятельности, сроками сдачи зачетов и экзаменов. Кураторы знакомятся с личными делами студентов, разрабатывают перспективный план научно-исследовательских и культурных мероприятий, ведут дневник посещаемости и успеваемости студентов, оказывают консультативную помощь при написании рефератов, контрольных работ, докладов по различным дисциплинам; проявляют содействие в разрешении конфликтных ситуаций между студентами и т.д.
Сопоставляя особенности молодежной политики России и США, следует отметить тот факт, что одной из основных проблем проведения последней является сведение ее к затратной, распределительной, не стимулирующей молодежь к самообеспечению и новым видам творческой деятельности. Кроме того, снижение эффективности социальной работы с молодежью в нашей стране происходит из-за того, что большое количество министерств и ведомств, занимающихся реализацией программ в рамках государственной молодежной политики, имеют собственное финансирование, ведомственную принадлежность и т.д.
В целом государственный статус социальной работы с молодежью в России и США подразумевает возможность централизованного контроля над определенными ее категориями, нуждающимися в помощи, а также выделяемыми ресурсами для ее эффективного проведения.