Сложившаяся ситуация обусловлена несколькими основными причинами:
- открытие в вузах новых специальностей гуманитарного направления не требующих дополнительных площадей для лабораторных помещений, и финансовых затрат на лабораторное оборудование;
- вузы финансово заинтересованы в данных специальностях, так как коммерческое обучение студентов в большинстве случаев ведётся именно по этим специальностям;
- общественное мнение, культивирующее престижность обучения на таких специальностях;
- считается, что обучаться на этих специальностях легче, чем на технических специальностях.
В настоящее время мы имеем социокультурный конфликт, вызванный неравномерностью изменений в обществе. После получения высшего образования большинство молодых специалистов не могут устроится на работу по специальности. На современном этапе развития нашего общества власть не в состоянии дать проектное задание по выпуску специалистов по каждому региону и реорганизовать устройство образовательной системы, которая могла бы глобально конкурировать с мировыми образовательными системами.
Современные мировые (глобализованные) процессы социокультурных изменений зашли уже настолько глубоко, что для того, чтобы России остаться великой страной (то есть участвовать в мировой истории) требуется одновременная трансформация и принципов власти, и принципов образования [ 2 ]. Переход образования по системе бакалавр-магистр ещё более усложнит ситуацию в сфере образования. Степень бакалавра, подразумевающая высшее образование (иначе выпускники не смогут занимать инженерные должности), позволяет военкомату призвать бакалавров для службы в вооружённых силах РФ. Значит в магистратуру фактически будут поступать девушки и лица не годные для службы в армии по состоянию здоровья, что в дальнейшем усложнит гендерные аспекты образования в России.
На фоне вышеизложенного становятся понятны огромные трудности при наборе и обучении студентов технических специальностей вузов. Необходимо сегодня заинтересовать будущих инженеров в выбранной ими специальности, повысить престижность специальности. Один из путей - широкое внедрение в учебный процесс компьютерной техники, что позволяет увеличить количество переработанной информации, привить навыки компьютерной грамотности, научить применять компьютер для решения широкого круга задач и, самое главное, позволит в случае необходимости получить второе образование в области компьютерных технологий, бухгалтерии, экономики. На этом пути вузу приходится решать две основные проблемы: финансовая и проблема обучения преподавателей работе на компьютерах. Преподаватели, имеющие большой опыт работы в вузе, обычно имеют предпенсионный возраст и совершенно не заинтересованы в освоении новой для них техники, а молодые перспективные преподаватели имеющие навык работы на ПК через некоторое время часто переходят на работу в коммерческие и банковские структуры.
Основной же проблемой нашего общества, несомненно является низкий уровень зарплаты в производственной сфере, медицине, образовании. И вполне естественно, что студенты понеся материальные издержки на образование (подготовительные курсы, персональный компьютер, литература, плата за обучение) встают перед проблемой - идти работать по специальности, получая при этом достаточно низкую иногда гипотетическую зарплату и выплачивая при этом налоги и отчисления в пенсионный фонд или уйти в сферу бизнеса, часто живя одним днём и не думая о своём пенсионном обеспечении. И, как показывает практика, выпускники технических специальностей наиболее часто выбирают второй путь.
Список литературы
- Г.Г.Рябов, В.В.Суворов. Креативная экспликация - конструктивная концепция креативности. Открытое образование. № 1, 2003. с. 52 - 59.
- Г.Г.Копылов. Образование и современная власть: тенденции и рамки. Альманах "Кентавр", Москва . http://www.auditorium.ru/.