Экономические реформы, происходящие в России в последние 10 лет затронули не только производственный сектор, но и социальную сферу. Опыт развитых капиталистических стран свидетельствует о том, что в период кризиса в первую очередь страдает система государственного социального обеспечения. Россия в этом смысле не стала исключением. Построение социально-ориентированной экономики, что является одной из приоритетных задач государственной политики, требует проведения детального анализа состояния обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, а также разработки и реализации федеральных и региональных программ инвестирования в объекты социальной сферы. Решение этих задач на первом этапе должно привести к выравниванию уровня обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, и доведения до нормативного уровня на втором этапе. Методическим инструментарием решения указанных задач могут выступать социальные нормативы, рекомендуемых в распоряжениях Правительства РФ № 1063-р от 3 июля 1996г. и № 1683-р от 19 октября 1999г, а также методика определения потребности и объема капитальных вложений по объектам социальной сферы. Принципы, критерии и методы оценки социальных инвестиций представлены в [1].
Реализация сформулированных в [1] методических положений возможна при наличии информационного обеспечения, согласующегося с входной информацией для расчета потребности и оценки эффективности социальных инвестиций.
Структура существующей информационной базы представлена в форме официальной отчетности. Данные сформированы на основании форм У-1 и М-1 разработанных Минэкономики РФ. Информация, содержащаяся в представленных базах, является обобщенной и не содержит той степени детализации, которая необходима для оценки уровня обеспеченности в соответствии с социальными нормативами, рекомендованными Распоряжениями Правительства РФ № 1063-р от 3 июля 1996г. и № 1683-р от 19 октября 1999г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Поскольку предлагаемая методика оценки критерия эффективности использует показатель предельной обеспеченности на рубль капитальных вложений, представляется необходимым обеспечить требуемый уровень детализации и конкретизации входной информации. В частности отсутствует информация о прогнозной численности пользователей социальных услуг, что не позволяет учесть динамику уровня обеспеченности и запланировать своевременный ввод объектов социальной сферы. Важность учета данного показателя обусловлена высоким уровнем изменчивости демографической ситуации в регионе, вызванной, в том числе миграционными процессами. Отсутствует информация о размещении профильных отделений по зданиям и о площади занимаемой ими. Представленные в информационной базе данные о фактической численности пользователей услуг не согласуются со структурой социальных нормативов, рекомендованных Распоряжениями Правительства РФ № 1063-р от 3 июля 1996г. и № 1683-р от 19 октября 1999г. Перспективы развития частной сети социальных учреждений также требуют учета информации об их наличии и состоянии. Аналогичная ситуация характерна для всех отраслей социальной сферы.
Выявленные недостатки входной информации позволяют сделать вывод о необходимости ее совершенствования путем обеспечения требуемой детализации имеющейся информации, повышения её достоверности и автоматизации процессов по формированию и обработке данных.
Предложенная ниже структура информационной базы является основой для разработки программного продукта, включает сведения о наличии объектов социальной сферы и их состоянии, информацию о фактической и прогнозной численности пользователей социальными услугами и позволяет оценить уровень обеспеченности, а также принять решение о необходимости включения объекта в краевую адресную инвестиционную программу. Информационная база данных представляет собой разработанную входную форму исходной информации по сети бюджетных учреждений, предназначенную для работы в автоматизированном режиме.
В связи с этим возникает необходимость изложить методику заполнения формы исходной информацией по объектам социальной инфраструктуры. В качестве исходной информации для создания базы данных используются следующие характеристики объектов социальной сферы:
- прогнозная численность пользователей,
- год ввода в эксплуатацию,
- проектная вместимость,
- проектный срок службы,
- фактическая численность пользователей / потенциальная численность пользователей,
- материал стен,
- год последнего капитального ремонта,
- площадь здания,
- форма собственности,
- форма собственности земельного участка,
- характер помещения.
Совокупность представленных признаков определяет структуру информационной базы данных, которая наглядно изображена в следующей таблице.
Таблица1. Информационная базы данных
код |
Прогнозная численность пользователей |
Год ввода в эксплуатацию |
Проектная вместимость |
Проектный срок службы |
Фактическая численность пользователей /потенциальная численность пользователей |
Материал стен |
Год последнего капитального ремонта |
Площадь здания |
Форма собственности |
Форма собственности земельного участка |
Характер помещения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Заполнение входной формы исходной информацией по объектам социальной инфраструктуры осуществляется последовательно согласно представленным выше графам.
В графе 1 указывается код объектов социальной инфраструктуры. Код объектов социальной инфраструктуры позволяет осуществлять анализ и синтез информации объектов социальной сферы в автоматизированном режиме; имеет существенное значение для формирования запросов и обработки информации. Код объекта определяется в порядке, установленном в классификаторе объектов социальной инфраструктуры на территории региона.
В графе 2 указывается прогнозная численность пользователей. Прогнозная численность пользователей определяется лицом, предоставляющим входную информацию для формирования информационной базы. Для расчета прогнозной численности пользователей используются статистические и отчетные данные государственного комитета по статистике, а также другая информация. Выбор метода прогнозирования осуществляется исходя из реальных условий функционирования образования (плотности населения, коэффициента рождаемости и смертности, миграционных потоков, климатических условий и т.д.) и проводится лицом, предоставляющим информацию.
В графе 3 указывается год ввода в эксплуатацию. Год ввода в эксплуатацию - информация предоставляется на основании данных первого раздела технического паспорта здания (строения). При перестройках, надстройках, расширении здания годом ввода в эксплуатацию считается год первоначальной постройки.
В графе 4 указывается проектная вместимость. Проектная вместимость - определяется согласно нормативу в соответствии с техническим паспортом здания (строения) и (или) исходя из площади здания и социальных нормативов (норм), установленных законодательными и нормативными актами на территории региона.
В графе 5 указывается проектный срок службы. Проектный срок службы - определяется на основании технического паспорта здания и зависит от технических характеристик здания: материала стен, перекрытий и т.д.
В графе 6 указывается фактическая численность пользователей (потенциальная численность пользователей). Под фактической численностью понимается та численность населения, которая в данный период времени пользуется услугами объектов социальной сферы. Под потенциальной численностью понимается та численность населения, которая в данный период времени могла бы воспользоваться услугами объектов социальной сферы. Фактическая (потенциальная) численность пользователей объектов социальной сферы определяется отдельно для каждого типа объекта. Метод определения фактической численности пользователей объектами социальной сферы зависит от способа установления нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренного распоряжением Правительства РФ от 19 октября 1999 г. № 1683-р.
По начальным и средним школам фактическое число пользователей рассчитывается исходя из фактической численности учащихся школьного возраста в предполагаемой зоне обслуживания. Нормируемый радиус обслуживания составляет 300 м - для городской и 500 м - для сельской застройки. Вместе с тем, для сельской местности, в случае если имеется две и более школ, то фактическое число пользователей рассчитывается как отношение произведения детей школьного возраста на число мест в школе к суммарному числу мест по школам населенного пункта.
Для сельских школ, обслуживающих несколько близлежащих населенных пунктов, фактическая численность пользователей определяется исходя из численности учащихся с учетом обслуживания данных населенных пунктов.
По детским садам фактическое число пользователей определяется исходя из фактической численности детей дошкольного возраста и зоны обслуживания, т.е. как отношение количества детей дошкольного возраста в городе (районе) к числу детских садов.
По детским юношеским спортивным школам фактическая численность пользователей рассчитывается из фактического числа пользователей услуг.
По домам и школам-интернатам фактическое число пользователей определяется исходя из фактической численности детей в предполагаемой зоне обслуживания с учетом очереди.
По социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних детей, детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей фактическая численность пользователей определяется как отношение количества детей в городе (районе) к числу социально-реабилитационных центров.
Аналогично проводится расчет фактической численности пользователей по социальному приюту для детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, по реабилитационному центру для детей и подростков с ограниченными возможностями, по территориальным центрам социальной помощи семье и детям.
По домам-интернатам для детей-инвалидов фактическая численность определяется исходя из количества жителей.
По уникальным спортивным объектам фактическая численность пользователей рассчитывается исходя из потенциальной численности населения обслуживаемого адресным объектом.
По таким типам объектов, как: музеи, библиотеки, клубы, дворцы культуры, фактическая численность пользователей рассчитывается исходя из потенциальной численности населения, количества учреждений и количества посадочных мест в разрезе района (населенного пункта).
В графе 7 материал стен - показываются данные о материале стен здания (строениям): кирпича, естественного или искусственного камня, дерева; данные по материалу стен приводятся из второго раздела технического паспорта здания (строения).
В графе 8 указывается год последнего капитального ремонта. Год последнего капитального ремонта определяется из документов обследования специальной комиссии. Статус комиссии, имеющей данные полномочия, устанавливаются по согласованию с региональными органами местного самоуправления.
В графе 9 указывается площадь здания. Если объект или профильное отделение занимает здание полностью, то площадь здания определяется исходя из технического паспорта здания, (строения); если объект или профильное отделение занимает часть здания, то площадь здания определяется согласно площади, установленной в экспликации.
В графе 10, 11 указывается форма собственности социального объекта, форма собственности земельного участка объекта социальной инфраструктуры. Сведения о форме собственности, форме собственности земельного участка предоставляются из департамента недвижимости администрации.
В графе 12 указывается характер помещения, определяется является ли здание специализированным (выполнено в соответствии с типовым проектом), либо приспособленным.
Предлагаемые методы определения исходной информации по объектам социальной инфраструктуры являются основой формирования информационной базы и позволяют в автоматизированном режиме получать в зависимости от запроса необходимую информацию об объектах социальной сферы и на их основе планировать капитальные вложения на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих социальных учреждений.
Список литературы
- Жирков С.Ф. Оценка эффективности инвестиций в развитие социальной инфраструктуры. Вестник Ассоциации выпускников КГТУ. Вып. 9. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003, с. 63-67.