Несмотря на активизацию экологического образования в школе и разносторонние работы исследователей по данному вопросу, на наш взгляд, экологическая информированность и сознательность подрастающего поколения еще недостаточны.
Для оценки степени экологической информированности и практической значимости имеющихся сведений в повседневной жизни студентов-первокурсников БелГУ и БУПК, нами было проведено анкетирование. Предлагаемые вопросы отражали:
- отношение студентов к использованию ядохимикатов и биологических средств борьбы с вредителями сельского хозяйства;
- предпочтение экологически чистой продукции;
- предпочтение изделий из натуральной ткани и т.п.
В результате анализа полученных результатов по трем группам вопросов было выявлено, что практически все опрошенные студенты БелГУ используют при выращивании сельскохозяйственной продукции ядохимикаты и минеральные удобрения, и лишь незначительная часть из них слышала о биологических средствах борьбы с «вредителями» растениеводства, в то время как 74,5 % респондентов БУПК знают о существовании таких способов. Однако лишь 60,3 % используют в собственной практике один или два средства, преимущественно - растительные настойки или промышленные биопрепараты. Ядохимикаты же используют от 86 до 19 % студентов в разных группах.
Вместе с тем, в процессе беседы со студентами, случайно выбранными из группы, выясняется, что знания биологических способов борьбы очень ограничены: респонденты описывали применяемую ими настойку полыни и черный перец, используемый в качестве средства против мышей. О таких способах борьбы, как использование паразитов или хищников (например, о привлечении птиц на участок для поедания насекомых), вспомнили лишь двое из опрошенных. Многие студенты вынуждены были сначала поинтересоваться, что такое способы биологической борьбы с вредителями сельского хозяйства, и лишь впоследствии рассказывали об их применении. Вместе с тем, ядохимикаты и минеральные удобрения они знают значительно лучше и 46,7 % применяют в своей практике. Не менее популярны и органические удобрения (в виде навоза и помета птиц). Однако и здесь далеко не все ограничивают употребление удобрений существующими нормами, не зная или игнорируя то, что многие из химикатов являются мутагенами, и даже органические нитраты в повышенной концентрации наносят вред здоровью.
Не выявлено четкой корреляции между знаниями способов биологических средств борьбы с вредителями сельского хозяйства, предпочтением экологически чистой продукции и наличием у студента земельного участка. На вопрос о применении экологически чистой продукции, положительно ответили в среднем 45,6 %, причем большинство из них отнесли к таковой выращенные ими самими овощи и фрукты, забывая об используемых ядохимикатах и удобрениях. Вместе с тем, 32,5 % в среднем предпочитают покупать продукцию полезную для организма, иногда даже в ущерб вкусовым качествам. Предпочтение натуральным тканям, более полезным для организма, отдали 40,2 %, а синтетике - 17,6 %. Оставшимся 42,2 % студентов все равно, какую ткань использовать.
Итак, опрос показал, что далеко не у всех опрошенных существует четкое представление о том, что полезно для их здоровья, и не всегда выбор определяется именно пользой для организма.
Таким образом, результаты анкетирования указывают на необходимость дальнейшего повышения уровня экологической информированности в процессе экологического образования молодежи в вузе. Это особенно актуально для будущих специалистов в области дошкольного образования и экономики, так как первые будут воспитывать экологическую культуру у новых поколений и их родителей, а вторые - будут заботиться об экологической чистоте предприятий и выпускаемой ими продукции. Только такое гармоничное сочетание внесет свой вклад в улучшение качества среды обитания человека, что особенно актуально в свете прогнозов ВОЗ, поскольку динамика факторов риска направлена в сторону увеличения роли экологии и генетической компоненты, соответственно до 40 и 30 %, и уменьшения возможности поддержания здоровья за счет образа жизни до 25 % и роли медицины до 5 %.
В связи с этим, экологические сведения и задачи включаются нами во все читаемые курсы и нацеливают студентов на актуализацию соответствующих знаний и поиски экологически правильного выхода из предложенной ситуации. Особый интерес у студентов вызывают факты, связанные с повседневной жизнью, отражаемые средствами массовой информации. Приятно отметить, что даже гуманитарные курсы часто содержат экологические разделы (экономическая экология, юридическая экология, экология продовольственных товаров и др.). Для педагогических специальностей, кроме положенных по стандарту, проводятся курсы по выбору «Организм и среда обитания», «Генетические болезни человека», «Природа Белгородской области как средство экологического образования детей», вводятся элементы экологии в курсы «Население Белгородской области», «Краеведение на уроках русского языка» и др.
Такая организация учебного процесса позволяет нацелить будущих специалистов на видение экологических проблем родного края и на грамотное их решение и будет способствовать повышению уровня экологической культуры населения области и изменению его отношения к природе с потребительского на разумное.