2. Какой специалист нам нужен? Требования к соискателям со стороны активных всемирно известных фирм - это творческий подход; высокая мотивация на успех; нацеленность на достижение результата; профессионализм (знания, умение их применить и использовать); целеустремленность, самостоятельность и ответственность; активная жизненная позиция, мобильность; умение работать в команде. Это требования компаний, занимающихся инновационными технологиями. Нам трудно добавить что-нибудь существенное. Учебный процесс университета должен постоянно совершенствовать технологию обучения с целью развития у студента этих качеств. Что мы реально делаем для этого? Способствует ли существующая система образования подготовке к работе в сфере инновационных технологий? Что надо изменить?
3. Традиционный подход в обучении предполагает включение студента в исследовательскую деятельность с третьего курса, в лучшем случае. Например, лабораторные работы - это тренинг, получение навыков практической деятельности в рамках известного стандарта, алгоритма выполнения лабораторной работы, что несомненно важно. Но инновационная деятельность - это, прежде всего, исследование различных аспектов, процессов, включая исследование рынка и продвижения продукции (приборы, soft-продукты).
4. Существо системы обучения НГУ - создание условий для самостоятельной исследовательской созидательной деятельности студентов в течение всего учебного процесса и развитие самостоятельного естественно-научного мышления. «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать» - не просто лозунг, С которым знакомы абитуриенты, это основа идеологии обучения. Думать, размышлять и действовать. Фактически, система обучения - это подготовка студента к инновационной деятельности.
5. Что нового в учебном процессе университета, который недавно праздновал сорокалетие? В чём сущность продвижения физтеховской системы? Каковы особенности механизма, движущего и развивающего признанную форму обучения? Вот некоторые примеры. Уже в первом семестре студенты-физики глубже исследуют одну из многих (10) лабораторных работ. Но у каждого есть своя тема, задача в «любимой работе». Можно предложить усовершенствовать установку, можно найти способ получения результата с низкой погрешностью, можно исследовать явление, которое впервые заметил сам. На зачёте предстоит ответить: «Что нового удалось вам добыть, узнать, сделать? В чём новизна вашего подхода? Что стало лучше?» Это хороший путь к самостоятельности и ответственности. Научный доклад защищают на специальном семинаре, где главное - поддержка первокурсника в продвижении его продукта. Это атмосфера праздника, а не страха за возможную неудачу. Здесь - проба сил, реализация планов и амбиций. Со второго семестра студенты выполняют небольшие исследования (курсовые работы) по всем (5) темам курса общей физики как дополнение к обязательным лабораторным работам. Место выполнения работ студент выбирает сам: практикум, специальная лаборатория для развития научно-технического творчества или лаборатория научно-исследовательского института. Финал курсовых работ - студенческая конференция на факультете по каждому разделу курса общей физики. Студент постоянно отстаивает и доказывает: продвигает свой продукт. Такая жизнь продолжается до прихода в институт, где начинается «большая наука». Система плавного перехода от исследовательской деятельности в рамках курса общей физики к научной работе и специальным предметам показала высокую эффективность. Физтеховская система обучения принятая в НГУ получила развитие. Умение перестраиваться, искать оптимальный путь в решении новых задач, не теряться перед возникшей абсолютно новой ситуацией - особенность учебного процесса. Студенты имеют возможность посещать факультативы по менеджменту, где, в известной мере, учатся инновационной деятельности, конкуренции, рыночным отношениям. Несомненно, сегодня подобная система в разных формах существует и в других университетах (МГУ, МФТИ, МВТУ, Томск.ГУ и др). Но, как правило, не все студенты включены в такой учебный процесс. Например, в МИФИ существует система организации специального учебного плана для студентов, проявляющих особые способности к наукам. Эта многоуровневая система обучения даёт хорошие результаты.
6. Вывод. Подготовка студентов к эффективной инновационной деятельности должна начинаться с первого дня обучения в университете. Необходимо вводить в учебный процесс элементы самостоятельной созидательной творческой деятельности и ответственности за результат исследований.