Было опрошено почти 300 учащихся 11 классов из двух городов: Ак-Довурака и Шагонара. Результаты опроса выпускников школ показали, что в старших классах дневной средней школы чаще продолжают обучение девушки: 63,4% от числа опрошенных в Ак-Довураке и 59,4% в Шагонаре. В школах Шагонара удельный вес юношей среди учащихся несколько выше, чем в школах Ак-Довурака (40,6% и 36,6% соответственно).
Личные планы выпускников. Исследование подтвердило хорошо известную тенденцию - желание выпускников продолжать учебу после окончания средней школы [1]. Большой процент молодежи стремится продолжить образование на дневных отделениях учебных заведений (на вопрос анкеты о личных планах отмечают позицию «учиться»), этот показатель очень высок во всех рассматриваемых школах: 100% выпускников в Ак-Довураке, 89,8% - в Шагонаре. Фактически всеобщая нацеленность молодых людей на продолжение учебы после окончания средней школы свидетельствует об осознанном представлении о том, что сегодня на рынке труда имеет ценность главным образом высококвалифицированный и квалифицированный труд, который предполагает обязательное получение предварительного профессионального образования.
Совмещать учебу с работой планируют всего 6,8% выпускников г. Шагонара. По-видимому, этот вариант для одних предопределен тяжелыми материальными условиями, в которых сегодня находится значительная часть населения республики. Поэтому естественно намерение учащихся, совмещая работу с учебой, улучшить свое материальное положение, особенно принимая во внимание возрастающую роль потребительских ценностей для современной молодежи. Желающих сразу после школы идти работать не было ни в Ак-Довураке, ни в Шагонаре.
Уровень притязаний выпускников. Планы на учебу юношей и девушек структурированы, т.е. ориентированы на разные типы учебных заведений - вуз, техникум, курсы. Ориентации желающих продолжить учебу более всего концентрируются на высшем образовании (70,7% - в Ак-Довураке, 77,9% - в Шагонаре). Такой максимализм стремлений свидетельствует о том, что на данном этапе выбора молодежи осознанно воспринимает и адекватно оценивает те возможности и перспективы, которые на рынке труда открываются перед теми, кто занимается высококвалифицированным трудом, путь к достижению которого лежит через обучение в институте. Удельный вес тех, кто хотел бы продолжить образование в ССУЗе выше в Ак-Довураке (29,3%).
Ориентации на уклоны ВУЗов. Несмотря на достаточно большое число выпускников в Ак-Довураке, которые были ориентированы на получение высшего образования (100%), выбор отраслевой принадлежности вуза, в который они хотели бы поступить, отличается высокой степенью неопределенности, что подтверждает неоформленность и нереалистичность подобных планов. Характерно, что многие ак-довуракцы (20%) не могли указать точное название вуза, куда они собираются поступать. Среди шагонарских и ак-довуракских выпускников сильнее всего выражена ориентация на медицинские вузы: 26% в Ак-Довураке и 23% в Шагонаре, на вузы с финансово-экономическим уклоном, также и с педагогическим уклоном. Последние два типа вузов - педагогический и финансово-экономические - в принципе никак не соотносятся с теми профессиями, которые выпускники хотели бы получить в результате обучения, что лишний раз указывает на разрыв, существующий между желаниями и представлениями о возможностях их осуществления. Однако даже такие - явно нереалистические - намерения дают некоторое представление о том, какие отрасли деятельности являются гипотетически привлекательными для многих выпускников школ.
Анализ реализации образовательных планов.Учёба в высшем ученом заведении является самым привлекательным путём, по которому хотели бы пройти выпускники после завершения обучения в школе. Судя по высказанным при первом опросе намерениям, в Ак-Довуракской общеобразовательной школе №2 предпологали поступать в ВУЗ ( в очной, дневной форме) почти все оканчивающие школу. Однако реализовать планы на продолжения образования удалось не всем: если планировало продолжить учёбу в разной форме 100% всех опрошенных, то реализовали это намерения к моменту повторного опроса 38 % опрошенных. В целом можно утверждать, что сегодняшние учащиеся школ ориентированы на повышение своего образовательного уровня, и многие это намерение осуществляют. Однако реальные шаги молодежи после окончания школ определяется не только её субъективными намерениями, но и в значительной мере зависят от внешних условий, от гендерного фактора. Степень реализации намерений у девушек выше: две трети из намеревавщихся продолжить образование в ВУЗе оказались студентками университетов, в то время как среди юношей таковых всего 14 %. Основная часть из поступивщих в ВУЗы девушек обучается на дневных отделениях медвузов.
Список литературы
- Когда наступает время выбора / Отв.ред. Г.А. Чередниченко.-СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.-568 с.