Cодержание образования не может быть сведено только к перечню знаний, умений и навыков по учебным предметам, оно должно охватывать все основные элементы социального опыта: системы знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, систему интеллектуальных и практических навыков и умений; опыт творческой деятельности; систему отношений к миру, друг к другу.
Личностно-центрированный подход в обучении поможет получить наилучший результат, так как он основан на идее, что образование личности - это процесс, инициируемый самой личностью. Педагогическая деятельность на основе данного подхода, является индирективной и во многом стохастической, так как нельзя заранее предположить, какой путь развития выберет тот или иной индивид. При такой организации педагогического процесса становление личности происходит как самоопределение в образовательном поле при сохранении множества степеней свободы. В этих условиях не образование формирует личность, образование как подсистема личности развивается вместе с личностью.
Личностно - ориентированный подход заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом в образовательном процессе становится личность учащегося как уникальная целостная гуманитарная система, способная обучаться сама, ориентируясь на собственные смыслы, чувства, интересы, потребности, возможности. Отсюда, образование - это не процесс усвоения знаний, умений и навыков, а изменение внутреннего эмоционально-когнитивного опыта учащегося, связанного со всей его неповторимой индивидуальностью.
Система открытого образования делает ставку на личностно-центрированное обучение. Личностно - центрированное обучение заключается в том, что личность осуществляет свой рост от экзистенциального фундамента к последующим уровням, само же преподавание выступает не как трансляция информации, а как фасилитация осмысленного учения. Знания учащихся формируются в результате ответов на собственные вопросы, а не на чужие. Это всегда знания «личные», которые являются наиболее глубокими, прочными и наиболее ценными для самого человека.
Информатизация образования объективно влечет за собой: реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к преподавателю и изменение его роли; возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей; изменение роли учебного заведения и влияние его местонахождения на состав обучающихся; резкое увеличение объема доступных информационных ресурсов
Центральной фигурой учебного процесса становится обучаемый. При использовании дистанционных технологий обучаемый переходит из объекта педагогического процесса в его субъект, это и определяет важнейшую роль самостоятельной работы обучаемого.
В результате почти трехлетней опытной эксплуатации программного обеспечения «Виртуальный университет», разработанного и предоставленного Российским Государственным Институтом Открытого Образования, создан и формируется образовательный портал «Иркутский виртуальный университет» (http://irkutsk.openet.ru/ ).
Научная новизна и теоретическая значимость регионального образовательного портала состоит в следующем:
- Определены дидактические особенности обучения различных категорий пользователей в рамках регионального образовательного портала.
- Разработан личностно-центрированный подход в обучении с учетом особенностей развития информационных технологий в регионе.
- Разработана технология проведения вступительных испытаний в высшие учебные заведения с использованием программного обеспечения «Виртуальный университет».
Практическая значимость заключается
- В полной или частичной разработке сетевых учебно-методических информационных комплексов по 17 дисциплинам.
- В разработке и внедрении технологии проведения вступительных испытаний с использованием программного комплекса «Виртуальный университет».
Впервые в Иркутском регионе программный комплекс «Виртуальный университет» был использован при обучении студентов очной и заочной формы специальности «математическое обеспечение и администрирование информационных систем» в Иркутском государственном университете. Обучение проводилось через виртуальное представительство ИГУ. На начальном этапе проводилось обучение по работе с программным комплексом, в дальнейшем постепенно включались возможности использования тестовой системы для входного, промежуточного и итогового контроля уровня знаний. Проводились групповые занятия с использованием Чат-сессий и Форумов, результаты фиксировались в журнале успеваемости, естественно, все это поддерживалось учебными и методическими материалами, формировалась база практических заданий. В настоящее время подключились студенты специальностей «товароведение и экспертиза товаров», «коммерция», «математика». Сетевые учебно-методические информационные комплексы создавались при сотрудничестве преподавателей-предметников, методистов и программистов. Постоянно проводится анкетирование пользователей, результаты отражены в публикациях.