Высшая школа должна не только дать студентам профессиональные знания, умения и навыки, но и научить их творчески мыслить и создавать новые алгоритмы решения возникающих производственных задач. В данном контексте особую значимость приобретает мотивация студентов при преподавании специальных физических дисциплин, поскольку практически все современные химические исследования базируются на определении физических характеристик веществ и протекающих в них процессов [2,3]. Понимание студентами этих особенностей современной прикладной физики позволяет создать у них дополнительную мотивацию для своего постоянного профессионального роста. Еще более сильным мотивирующим фактором для студентом является высокий профессионализм и яркость личности преподавателя, являющегося активным ученым в своей области [2]. Одновременное применение рейтинговой системы при оценке работы студентов также позволяет активизировать их интеллектуальные ресурсы для постоянного заинтересованного получения знаний в течение всего семестра.
Например, гибкое сочетание этих путей повышения мотивации студентов позволяет повысить уровень знаний, умений и навыков, получаемых ими при изучении таких специальных дисциплин, как «Физические методы исследования в химии», «Квантовая химия и квантовая механика». Автором отмечено, что постановка перед студентами нестандартных экспериментальных или теоретических задач позволяет раскрывать в студентах дополнительные интеллектуальные и личностные ресурсы, что способствует процессу становления студента как специалиста и как личности. Но, все вышеуказанные способы образовательной активизации студентов показывают свою эффективность только при гибком сочетании с грамотной системой действенного контроля решения поставленных задач и поощрения творческой активности студентов. Предлагаемое повышение мотивации студентов в конечном счете направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов с высшим образованием, главным отличием которых от безграмотных работников является не столько имеющийся у них набор глубоких знаний, умений и навыков, а именно способность быстро учиться новому, создавать оригинальные алгоритмы решения нестандартных задач, то есть способность быть активной саморазвивающейся интеллектуальной системой.
Список литературы
- Кочергин А.А., Кочергин А.Н., Егоров А.Г. Концепции естествознания: история и современность.-Ч.II.Концепции физики, астрономии и химии.- М., 1998.- 408с.
- Капица П.Л. Эксперимент.Теория. Практика. - М.: Наука, 1981.- 496с.
- Иоффе А.Ф. О физике и физиках: Статьи, выступления, письма.- Л.:Наука,1985.- 544с.