Одним из наиболее важных факторов окружающей среды, влияющих на здоровье населения, является состояние атмосферного воздуха. По данным Государственного комитета по охране окружающей среды РС(Я) в течение 2004 года (года, предшествовавшего эпидемиологическому обследованию, который мог оказать наиболее выраженное влияние на текущую заболеваемость) показатели загрязнения атмосферы значительно отличались по районам области (табл. 5.4.) Объем выбросов от стационарных источников населенных пунктов, 024 тыс.т. В составе выбросов твердые вещества 41,37 тыс.т, диоксид серы 15, 184 тыс.т, оксид углерода 44,47 тыс.т, оксиды азота 25,304 тыс.т, углеводороды 2,734 тыс.т. (таблица1).
Из года в год увеличивается выброс загрязняющих веществ в связи с ростом производства в ведущих отраслях хозяйства. Возможно, увеличение цифровых показателей связано и с усилением государственного контроля по выбросу вредных веществ. Из промышленных предприятий основной вклад в выбросы вносят предприятия золото- и алмазодобывающей промышленности (33,2%), электроэнергетики(25,8%), транспорта и связи(12,3%).
Содержание бензипирена в воздухе городов Якутска и Нерюнгри остается высоким. В Нерюнгри отмечается положительный десятилетний тренд, в Якутске с 2002года постепенный рост. Средняя за год концентрация превышает стандарт ВОЗ в 2,3 раза по Якутску, в 2,4 раза по Нерюнгри.
Не обеспечены системами очистки предприятия коммунальной теплоэнергетики, сельского хозяйства и непроизводственных отраслей.
В целом по республике степень улавливания вредных веществ составляет 68,5%.
Выбросы загрязняющих веществ от автотранспортных средств также значительны и в городах составляют от 30 до 73% от всех вредных веществ.
Особенно сказывается загрязнение атмосферы на детской заболеваемости, в том числе на росте, в первую очередь, бронхолегочной патологии. Негативное воздействие на респираторный тракт оказывают различные взвешенные вещества, бензапирен, окислы азота, оксид углерода, свинец. Выбросы автотранпорта обладают раздражающим действием на дыхательные пути (в основном за счет альдегидов и кетонов) и играют значительную роль в развитии как острых, так и хронических форм бронхолегочных заболеваний.
В процессе анализ взаимосвязей загрязнения атмосферного воздуха и распространенности АЗ получены корреляции между симптомами накопленной БА и содержанием в воздухе угольной золы и сернистого ангидрида и между симптомами накопленнного АД и уровнем сернистого ангидрида , остальные взаимосвязи с накопленной и текущей аллергической заболеваемостью не были статистически значимыми.
По содержанию загрязняющих веществ в воздухе (по 12 основным параметрам) изучаемые улусы были условно разделены на «промышленные» и «сельскохозяйственные». Распространенность накопленных и текущих симптомов БА превалировала в «промышленных» районах (табл. 5.6.). В этих же районах несколько выше была частота рецидивирования астмоподобных симптомов. Удельный вес ночных симптомов и тяжелых, ограничивавших речь приступов удушья, не отличался в выделенных группах, хотя диагноз БА чаще был выставлен на экологически неблагополучных территориях. Там же зафиксирован с большей частотой ночной кашель, который беспокоил школьников вне признаков ОРЗ. Распространенность симптомов АР значимо отличалась в «чистых» и «грязных» районах с сохранением закономерности, характерной для патологии нижних отделов респираторного тракта . Частота симптомов аллергического риноконъюнктивита значимо не отличала эти группы. Но на экологически неблагополучных территориях степень нарушения повседневной активности школьников из-за симптомов АР была существенно больше, то есть была выше социальная значимость патологии. Диагноз АР чаще был выставлен в «грязных» районах, хотя эти различия и не были статистически значимыми.
Распространенность накопленных симптомов АД была значимо выше в экологически неблагополучных регионах, но частота текущих проявлений зудящих сыпей не отличала эти районы, что может отражать меньшую значимость загрязнения атмосферы в генезе кожной атопии (табл. 5.8.). Эта гипотеза может объяснить и идентичный удельный вес других признаков (флексурального дерматита, непрерывно - рецидивировавшего течения, ночного зуда). Возраст первого проявления атопии существено не различался в зависимости от региона проживания, преобладание старта заболевания после 5 лет свидетельствует о возможных «псевдоаллергических» механизмах кожных симптомов на фоне широко распространенных в РС(Я) паразитозов. Диагноз заболевания чаще был выставлен у школьников экологически неблагополучных территорий, что косвенно отражает большую частоту накопленных (не рецидивировавших за последний год) проявлений патологии.
Таким образом, на экологически неблагоприятных территориях частота аллергических поражений респираторного тракта была значительно выше, чем в относительно благополучных районах. Прямые корреляционные связи отмечены только с некоторыми промышленными выбросами в атмосферу, что позволяет предполагать, что значимым в формирование гиперчувствительности рецепторного аппарата являются не отдельные химические вещества, а тот коктейль, который возникает при их взаимодействии. Отсутствие значимых различий в распространенности патологии в городских и сельских поселениях во многом отражает высокий уровень загрязнения, в том числе и в преимущественно сельскохозяйственных районах, что в сочетании в недоступностью квалифицированной помощи может быть одним из факторов роста атопии на селе. Поэтому задачей практического здравоохранения является не только обеспечение своевременной диагностики патологии в сельских отдаленных от центра районах, но и построение индивидуальных программ контроля патологии с учетом уровня и характера промышленного загрязнения атмосферного воздуха. Выявленное отсутствие значимого влияния промышленных выбросов в атмосферу на распространенность кожных форм атопии свидетельствует о необходимости поиска других факторов, определяющих динамику эпидемиологии атопического дерматита. Показанное влияние особенностей (экономических, экологических, географических) каждого отдельного района на эпидемиологические особенности АЗ демонстрирует необходимость построения индивидуальных моделей организации аллергологической и пульмонологической помощи детскому населению.
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Секция "Молодых ученых и студентов"», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет). Поступила в редакцию 11.01.05