История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения и воспитания. Одни принципы исчезают, появляются новые. Это говорит о том, что наука наша должна чутко улавливать изменения требования общества к образованию и своевременно реагировать на них, т.е. строить такую систему принципов, которая верно указывала бы путь к достижению цели образования.
Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности и дошла до нас в произведениях Демокрита, Платонова, Аристотеля. Впервые принцип природосообразности воспитания сформировал в XVII веке великий чешский педагог Ян Амос Коменский. Этот принцип получил широкое признание в педагогике XVIII - XIX веков. Выдающийся немецкий педагог, демократ, сделавший дальнейший шаг в разработке теории развивающего обучения, Фридрик Вильгельм Адольф Дистерверг (1790-1866) полагал, что разумно организованное воспитание должно вестись с учётом трёх принципов: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности.
Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.
Большое внимание вопросу о природосообразности уделяют наши соотечественники: Орлов А.Б., Мудрик А.В.
А.В. Мудрик пишет, что в соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определённые этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:
- осознал себя гражданином Вселенной;
- понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;
- осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;
- имел чувство сопричастности природе и социуму как её части;
- формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;
- осознавал самого себя как субъекта творящего ноосферу, разумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего её.
В последнее десятилетие педагогическая общественность страны сформировала идеал нового образования, основными чертами которого явились ориентация учебных заведений на личность ученика, открытость и плюрализм учебных заведений, демократизация и деидеологизация, гуманизация и гуманитаризация образования. В соответствии с идеалом нового образования в России развернута инновационная педагогическая деятельность по обновлению всей образовательной системы.
Обновляются или в корне меняются содержание образовательных программ и стандартов, воспитательных процессов, технологий, принципов, методов и форм организации учебного процесса, педагогической среды школы; апробируются те или иные теоретико-методологические и концептуальные подходы и т.п. Спектр педагогических инноваций огромен.
Совокупное воздействие этих факторов значительно усложняет решение ряда организационно-педагогических вопросов, как модернизация цикла учебного года в северных широтах, создание образовательной среды, воспитательного пространства, обеспечивающего формирование духовной личности. Все это предопределяет актуальность проблемы формирования и развития личности растущих людей, организуя образовательную сферу на основе принципа природосообразности.
Как известно, на селе сложились новые социально-экономические и духовно-нравственные реалии, характеризующиеся распадом сельскохозяйственного производства, растущей безработицей, сужением социальной сферы, потерей веры у молодежи в свое благополучное будущее. В этой ситуации школьное образование на селе отстает от потребностей современной жизни как слабо формирующее у школьников личностные качества, ценностные ориентации, социально значимые знания и умения, отвечающие запросам успешной жизнедеятельности. К тому же якутская сельская школа функционирует в исключительно сложных природно-климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на решение вопросов организации образовательной деятельности. И все это ставит задачу обновления содержания, сущности, технологии школьного образования на селе, и идея экспериментальной работы исходит из того, что совершенствование образовательной деятельности школы обусловлено ее организационно-педагогическими основами, которые модернизируются с учетом региональных условий функционирования учреждения, а также социально-экономических, общественно- политических реорганизаций современного общества.
При существующей системе школьного уклада цикл учебного года унифицирован по всей территории России, несмотря на 11-ти часовых поясов и различия природно-климатических, социально-экономических, национально-региональных условий. Применительно к условиям Республики Саха (Якутия) наблюдается отсутствие связи системы образования с природно-географическими особенностями северной территории. С каждым годом увеличивается число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Данный факт подтверждается результатами медико-экологического мониторинга, проведенного в 2005 году специалистами мединститута ЯГУ и Института экологии Севера. Бесспорно то, что слабое здоровье учащихся приводит к снижению уровня качества образования и общей жизненной активности детей.
Требуется поиск новых адекватных путей решения данного противоречия на основе осуществления природосообразности, здоровьесберегающего и развивающего воспитания и обучения детей.
Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.И. Софронова Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) в течение ряда лет занимается решением вопросов создания здоровьесберегающей и развивающей школьной системы в рамках общего начального образования с учетом природно-климатических, национально-региональных особенностей Республики Саха (Якутия). В 2005 году школа получила статус ФЭП и РЭП. Программа одобрена федеральной и республиканской экспертной комиссией.
Идеей эксперимента явилось положение о том, что на современном этапе необходим новый концептуальный подход к модернизации организационно-педагогических основ существующего традиционного цикла учебного года как важного условия физического, психического и интеллектуального здоровья детей в зависимости и согласованности циклов их жизнедеятельности с ритмами окружающей северной природы. Это способствует формированию личности представителя северного этноса с малых лет в согласии с родной стихией, что в свою очередь предполагает решение существующих в системе образования проблем: укрепление здоровья, повышение качества образования, развитие творческого потенциала и самостоятельности.
Объект исследования: организация школьной системы национального региона в условиях модернизации Российского образования.
Предмет исследования: реорганизация цикла школьного учебного года как важнейшего условия создания здоровьесберегающей и развивающей системы общего начального образования по принципу природосообразности воспитания и обучения детей.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать создание здоровьесберегающей и развивающей школьной системы в рамках общего начального образования с учетом природно-климатических, национально - региональных особенностей Республики Саха (Якутия).
Задачи исследования заключались в разработке системы программно - методического обеспечения проведения эксперимента по всем основным направлениям учебно-воспитательной работы (подпрограммы, рабочие планы, учебно-наглядные пособия, авторские программы и разработки и т. д.); определении организационно - педагогических условий по созданию единой системы здоровьесберегающего и творчески развивающего детей воспитательно-образовательного пространства в условиях села; проектировании и экспериментальной проверке адаптивной модели жизнедеятельности детей на основе рационализации цикла учебного года в зависимости и согласованности с ритмом северной природы, как важнейшего условия их оздоровления и интеллектуального развития.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в нескольких этапах:
1 этап. 2005-2006 гг. - подготовительный. Разработан и апробирован вариант цикла учебного года в соответствии с региональными природно-климатическими условиями. Учебный год начинается с 18 августа и завершается 10 июня. Всего имеется 5 каникулов: с 18 августа по 29 октября, с 30 по 8 ноября, с 29 декабря по 24 января, с 23 по 31 марта, с 1 мая
по 9 мая. Осенью занятия проводятся в виде экскурсий на природе. Преподаются, в основном, дисциплины эстетического цикла: труд, изобразительное искусство, музыка, также окружающий мир. Во время зимних каникул организуется репетиторство «Домашний репетитор» по основным предметам (математика, русский язык, родной язык). Учебный год заканчивается национальным праздником «Ысыах».
Подготовлен учебно-методический комплекс, обеспечивающий педагогический процесс, направленный на формирование личности, духовно богатой, усваивающей этнические традиции своего народа. Разработаны методики и критерии по мониторингу результатов эксперимента. Созданы оптимальные условия для проведения эксперимента: разработано программно-методическое обеспечение; школа обеспечена необходимыми штатными единицами и специалистами для введения научно-методической и учебно-воспитательной работы для начальных классов; разработана система природосообразных организаций для начальных классов сельской школы; разработана адаптивная модель учебной деятельности учащихся в системе образования с природно-климатическими особенностями северной природы.
2 этап. 2006-2009 гг. - формирующий. На формирующем этапе разработаны и апробированы инновационные формы, содержание, технологии организации педагогического процесса в начальных классах на основе принципа природосообразности; экспериментально проверены рациональные природосообразные условия для начальных классов сельской школы с применением информационных технологий; рассмотрены вопросы планирования умственных и физических нагрузок образовательного процесса, их соразмерения с возможностями учащихся; создана образовательная среда, максимально приближенная к естественной среде ребенка, к его возможностям непосредственного контакта с природой, что наиболее актуально в организации годичного цикла работы школы; экспериментально проверено состояние здоровья учащихся начальных классов медиком школы; отслеживание результатов проводимой работы по разработанным критериям мониторинга; коррекция программы опытно-экспериментальной работы, ее содержания и технологии с учетом достигаемых результатов.
3 этап. 2009-2010 гг. - завершающий. На завершающем этапе проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы, положения и рекомендации по ее результатам:
1. Одним из направлений оценки эффективности проводимого эксперимента является систематическое слежение за состоянием здоровья учащихся. Наблюдаются значительные сдвиги в улучшении состояния здоровья школьников.
Приводим таблицу учета заболеваемости учащихся начальных классов.
Учебный год |
Класс- комплект |
Всего учащихся |
Количество заболевших |
Пропущено уроков по болезни |
Количество |
Наиболее распространенные заболевания |
2004-2005 |
17 |
342 |
293 (85,7%) |
16520 |
56
|
Бронхит, ОРВИ, трахеит, ОРЗ, ангина, кариес, тонзиллит, фарингит |
2005-2006 |
16 |
328 |
265 (80,8%) |
13360 |
50
|
|
2006-2007 |
16 |
320 |
213 (80,8%) |
12068 |
56
|
|
2007-2008 |
16 |
303 |
212 (69,9%) |
10294 |
48 |
Сведения об уровне физического развития обучаемых в начальных классах
Учебный год |
Всего учащихся |
Основная группа |
ЛФК |
Освобождены
|
2004-2005 |
358 |
283 |
29 |
13 |
2005-2006 |
327 |
268 |
26 |
11 |
2006-2007 |
320 |
253 |
27 |
15 |
2007-2008 |
303 |
272 |
17 |
10 |
2. Проводилось систематическое слежение за учебными достижениями школьников. В задачи мониторинга входили фиксация состояния их учебной подготовки и выявление тенденций ее изменения в процессе проведения эксперимента. В соответствии с этими задачами проводился мониторинг на различных этапах обучения в школе. В результате эксперимента повысился уровень качества успеваемости.
3. Выявлены уровни развития и воспитанности. Развитие учащихся идет в согласии с закономерностями и особенностями родной северной природы, т. е. формирование качеств личности представителя северного этноса (сообразительность, быстрота реакции, изобразительность как творчество и результат мыслительной деятельности, толерантность, самостоятельность, рассудительность и решительность, дружелюбие, любовь к родным местам, преданность интересом своего народа и т.д.).
4. Разработана научно-методическая база, позволяющая осуществлять учебно-воспитательный процесс в экспериментальных классах: программы по спецкурсам (краеведение, интегрированные уроки, уроки мышления), изданы рабочие тетради.
5. Разработана и успешно апробируется структура управления школой, включающая новые структурные единицы: научный руководитель, заместитель директора по инновационной деятельности, руководители инициативных групп.
В ходе экспериментальной работы появились новые виды деятельности:
- для учащихся - проектная образовательная деятельность; личность экологичная, понимающая и осознающая своё место в природе и обществе, способная постоянно согласовывать свою деятельность с природой и социокультурной средой;
- для учителей - учителя вовлечены в новый вид деятельности: управление процессом обучения и воспитания через образовательные программы с природно-климатическими особенностями северной природы; на основе природосообразного обучения разработали образовательные программы по основным предметам эксперимента и спецкурсом; учителя проявили активную коллективно-творческую работу, стали авторами программ развития наслега "Школа - территория образовательного потенциала наслега";
- для родителей - стали более заинтересованными к учебно-воспитательному процессу; чаще стали участвовать на улусных и республиканских мероприятиях; часто стали общаться со своими детьми.