Закономерный рост интегративных процессов в современной науке сопровождается формированием в ней целостной системы знания - научной картины мира. При этом понятие научной картины мира осмысливается в данном исследовании в значении высшей формы систематизации знания в фундаментальных науках. Такая надтеоретическая система научного знания в нашей литературе определяется как локальная или частно-научная картина мира [3,6]. Поэтому первейшей теоретической и методологической задачей в современной экологии, вдали от которой не может находиться и философия, является целостный анализ тех фундаментальных понятий и принципов, которыми пользуются ученые при исследовании сложных и многообразных процессов преобразованных биогеосистем типа почвы, биогеоценоза, ландшафта и других природных экосистем.
В современной экологии в результате теоретического и практического освоения человеком биогеотических систем формируется их целостный «образ» или картина экологической реальности. Ее логическую структуру образует целый ряд общенаучных, родовых понятий и принципов.
В современном экологическом знании среди общенаучных понятий надо, прежде всего, выделить и определить понятия почвы и биогеоценоза как культурно-природных систем. В понятии почвы как культурно-природном целостном образовании отображается преобразованная почвенная биогеосистема, существенным качеством которой является плодородие, образующееся в результате интегрирующего взаимодействия антропогенного круговорота вещества и энергии на ее живую и неживую части и их круговороты. Преобразованная почва как открытая система является элементом более сложного целостного образования - антропогенного биогеоценоза. Поэтому в понятии антропогенного биогеоценоза отображается тоже преобразованная биогеосистема, только более сложного порядка, нежели почва, существенным качеством которой является совокупная биотическая продукция, образующаяся в результате интегрирующего взаимодействия антропогенного круговорота вещества и энергии на ее живую и неживую части и их круговороты. В этих целостных определениях преобразованных биогеосистем отображается антропогенный круговорот вещества и энергии как высший социокультурный фактор целостности, включающий в себя и низший природный - биогеотический круговорот. При этом основное противоречие между антропогенным и биогеотическим круговоротами вещества и энергии является сущностью саморазвития культурно-природных экосистем.
Целостный анализ имеет первостепенное значение и при формировании в экологии такого общенаучного понятия как антропобиогеотический круговорот вещества и энергии. При этом надо отметить, что методологическим основанием исследуемой проблемы являются философский принцип развития и современная концепция коэволюции, отражающая в себе синтез естественных и социальных процессов в развитии преобразованных природных объектов [1,5].С этих методологических позиций антропобиогеотический круговорот отражает сложный полициклический процесс обратимых и необратимых, циклических и поступательных, прогрессивных и регрессивных, прерывных и непрерывных изменений, состоящих из отдельных звеньев и витков неживой, живой и социокультурной природы, один из которых является генетическим центром. При этом антропогенная деятельность берет на себя интегрирующую функцию управления и регулирования всего социобиогеотического круговорота путем целесообразного и целенаправленного воздействия на важнейшие его звенья и, прежде всего, на почвенный покров как основное ядро, генетический центр культурно-природной экосистемы. Именно в почве под непосредственным воздействием человека регулируется и направляется сложный диалектический процесс синтеза и разрушения органического вещества, который является конкретным выражением диалектического противоречия между антропогенным и биогеотическим круговоротами преобразованной биогеосистемы. Вместе с тем обмен вещества и энергии между отдельными звеньями, фазами антропогенного и биогеотического круговоротами связывает их в единый, необратимый спиралевидный процесс развития социально-экологического мира.
Концепция антропобиогеотического круговорота позволяет выделить, обосновать и осознавать не только инвариантные линии обратимых и необратимых, циклических и поступательных, прогрессивных и регрессивных и других противоречивых изменений в исследуемых системах, интегрирующих в себе природные и социокультурные факторы, но и определить общую направленность их эволюции. Это позволило полнее и глубоко раскрыть и осмыслить содержание и таких фундаментальных понятий в экологии как понятие эволюции культурно-природной почвы, социобиогеоценоза и преобразованной биосферы (ноосферы) нашей планеты.
Среди общенаучных понятий в современном агроэкологическом почвоведении и экологическом земледелии значительное место занимает и экономическое или эффективное плодородие почвы. Как известно, существенный вклад в целостную разработку понятия экономического плодородия почвы сделал К. Маркс. Как следует из его работ, методологическим основанием концепции почвенного плодородия является положение о том, что плодородие есть объективное свойство почвы, что социально-экономическая обусловленность почвенного плодородия определяет степень и характер использования человеком этого объективного свойства. Выделение в логической структуре понятия плодородия почвы понятий природного и социального (экономического) плодородия почвы, безусловно, оказало и оказывает большое влияние на дальнейшее ее развитие в почвоведении, земледелии, биологии, экологии и других науках.
Таким образом, сложная логическая система перечисленных общенаучных понятий и принципов в экологии образует картину экологической реальности или концепцию агробиогеотического круговорота. Появление такой надтеоретической системы знания можно объяснить ростом интегративных тенденций в современной экологии. В методологическом плане картина экологической реальности служит стилем мышления и выступает как единый подход в научном исследовании преобразованных природных экосистем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- КарпинскаяР.С., ЛисеевИ.К., ОгурцовА.П. Философия природы: Коэволюционная стратегия. - М.: Интерпракс, 1995. - 351с.
- ЛойфманИ.Я. Круговорот как форма саморазвития материи // Философские науки, 1969, №5. - С.50-56.
- ЛойфманИ.Я. Научная картина мира, ее уровни и функции в познании // Анализ системы научного познания. - Свердловск: Изд-во Урал.гос.ун-та, 1984. - С.59-64.
- МарксК. Капитал, Т.3 // МарксК., ЭнгельсФ. Соч., Т.25, ч.2. - 551с.
- МоисеевН.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии, 1998, № 8. - С.26-32.
- Табуркин В.И. Философские вопросы сельскохозяйственных наук. -Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.ун-та, 1998. - 107с.
- ТабуркинВ.И., ТабуркинЕ.В. Принцип развития в философии и естествознании. -Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.ун-та, 1999. - 123с.