В последние годы в нашей отечественной и мировой философской и научной мысли усиливается интерес ученых к экологическим проблемам. Этот интерес вызван, прежде всего, следующими обстоятельствами: истощением природных ресурсов Земли, загрязнением среды обитания людей отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, значительным сокращением видового многообразия живого мира, разрушением природных биогеосистем типа почвы, биогеоценоза, ландшафта, биосферы и биогеосферы в целом, обострением проблем перенаселения (демографический «взрыв») нашей планеты и многими другими. Все это требует вмешательства не только общественных и государственных учреждений, но и повышения экологической культуры большинства населения. В этих целях возрастает необходимость дальнейшего совершенствования философско-методологических оснований экологического знания. Принципиально важным является положение современной экологии о том, что силами одних экологических наук проблем охраны и рационализации природопользования не решить. Поэтому необходимо экологию соединить с социально-гуманитарными науками и культурой в целом.
Среди социокультурных факторов значительную роль в дальнейшем развитии экологического знания отводится правовому сознанию. Гносеологическим основанием правового осознания экологических исследований является правовое знание и система правовых законов, регулирующих отношение общества и природы. Как известно, в Общественном экологическом кодексе «Человек и Земля» уже определен целый ряд правовых норм экологического бытия: 1. Каждый человек имеет равные права с другими людьми на здоровую среду обитания. 2. Необратимое разрушение природной среды - аморальное деяние и преступление, нарушающее экологические права человека. 3. Будущие поколения людей имеют равные права с ныне живущими на здоровую природную среду. Каждый человек несет свою меру ответственности перед потомками за невосполнимый ущерб, причиненный Природе. 4. Каждый человек несет моральную ответственность за сохранение природной среды, сохранение Жизни на Земле и экологическое воспитание подрастающего поколения. 5. Каждый человек имеет право на экологический контроль и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. 6. Решения, влияющие на состояние природной среды на какой-либо территории, не могут быть приняты без участия независимых экспертов и населения, проживающего на этой территории. 7. Защита конституционного права граждан на здоровую среду обитания - обязанность законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, правозащитных органов власти и правозащитных организаций. Экологические преступления против здоровья населения и общественной нравственности уголовно наказуемы (ст. ст. 216-247 УК РФ). Привлекаются к уголовной ответственности граждане также за нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов; загрязнения вод, атмосферы, почвенного покрова, незаконную добычу редких видов животных и растений; изготовление наркотических средств с целью сбыта, организации или содержания притонов для потребления наркотических средств и многие другие нарушения. Как видно, в указанных положениях определены основные права и обязанности человека по отношению к природной среде.
Однако для правового регулирования соотношения природы и общества недостаточно иметь свод принятых обществом системы юридических правил, норм и законов, и даже иметь достаточно правильные представления о них. Необходимо их также глубоко осознать, более четко формировать у людей правовое и экологическое сознание в их единстве и органической связи. Вместе с тем надо отметить, что одних «запретительных» норм и правил природопользования явно недостаточно для оздоровления среды обитания человека. В задачу экологических исследований входит также разработка экономических, нравственно-этических, политических, эстетических аспектов охраны и рационализации природопользования. Такова краткая характеристика роли правового сознания в системе экологического знания.