Характерной особенностью современной науки является выделение интегрирующего фактора, способствующего развитию как гуманитарных, так и естественных наук, основу методологии которых определяет синтетический подход. В научном знании намечается новая парадигма, рассматривающая познавательную деятельность как целостную развивающуюся систему, функционирующую в познании посредством его иррациональных и рациональных составляющих. Познание, как специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества осуществляется в творческом поиске, которому всецело способствуют внерациональные аспекты познания - интуиция, озарение. На сегодняшний день научное познание, основанное на методах рациональности, имеет свои характерные признаки - обоснованность, доказанность, системность. Вместе с тем надо отметить, что в современной науке выделяется только проблема исследования и изучения внерациональных элементов познания, которые в постижении реальности не имеют четких рациональных критериев истинности, обоснованности. Познание следует рассматривать в структурном определении его «начала-течения-результата». В связи, с чем началом процесса познания выступают иррациональные аспекты - интуиция и как переход к «течению» процесса проявляется озарение. Далее осуществляется логико-теоретическая обработка внерациональной информации. После обоснованных положений, доказательных аргументов получаем результат, который, как продукт научно-творческой деятельности становится знанием об исследуемом предмете. Полагается, что по совершаемой интеллектуальной работе полученное знание отождествляют с тезисом «знание-сила».
Рассмотрим познавательный процесс в новом парадоксальном подходе, выделяя магистральное направление процесса как: познание - интуиция - озарение - осознание - знание. Познавательный процесс проявляется как целый ряд преобразований от зарождения идеи через интуитивный поиск и озарение к логическому построению и выводному знанию о предмете. В этих целях для исследования процесса познания выделяется природа познавательной деятельности как механизм реализации познавательной способности посредством природных инструментов человека - его чувственного восприятия мира и сознательной деятельности. Суть изучаемого предмета постигается в процессе осознания. Но при этом возникает парадоксальное ощущение: решения вопроса и возникновения нового, что является естественным переходом в творческом процессе от состояния знания к состоянию незнания, и говорит о непрерывной, познавательной деятельности, посредством проявления интереса к новому.
Следует отметить, основываясь на физико-математическую концепцию природы познавательной деятельности, что при усвоении нового знания границы познанного расширяются, и происходит переход на новый квантовый уровень познания. Данное положение обосновываем тем, что мысль (информационная категория), действующая в полном соответствии с ее напряжением и импульсом, данным ей, и подчинена тому же закону в своем действии, как и всякая энергия, и все наши ощущения являются исключительно действиями энергии. Одна из форм энергии - это свет, который имеет волновую природу и который проявляется через принцип вибрации - «все находится в движении, все вибрирует». Данный принцип объясняет, что различие между разными проявлениями материи, энергии, главным образом зависит от изменений скоростей вибрации. В познавательной деятельности также происходит движение (вибрация) от иррационального к рациональному через осознание. Осознание характеризуют иррациональной способностью человека в познавательной деятельности: происходит работа сознания человека в процессе осознания иррациональных моментов познания мира. Осознание в точках иррациональности (переходы) включает рациональный аспект, то есть разум проливает свет на момент истинности знания.
Рассуждая о природе света, приходим к выводу, что познавательная деятельность, по аналогии света, также имеет волновую природу (квантово-волновую). При переходе на новый уровень познания, а именно: переход от высоких иррациональных идей к глубоким рациональным исследованиям, - в этом отмечается проявление «волнового познавательного процесса». Соответственно новое понимание процесса познания, и получение знания полагает и новый тезис, а именно «знание-свет».