Цель: установить особенности системного и локального иммунитета у женщин с быстрорастущей миомой матки в зависимости от морфологического типа роста опухоли.
Материалы и Методы исследования. В исследование включены 54 женщины позднего репродуктивного возраста с быстрорастущей миомой матки: 24 пациентки с «истинным» характером роста опухоли и 32 - с «ложным» ростом опухоли. Группу контроля составили 31 фертильных здоровых женщин. Материал для исследования - периферическая кровь, перитонеальная жидкость. Характер роста опухоли был подтвержден морфологическим исследованием удаленной матки. Оценивались локализация, размеры, наличие отека и вторичных изменений в узлах. «Истинный» рост миом подтверждали с помощью гистологических методик: окраска гематоксилином и эозином, по ван-Гизону, гистометрии. Оценку экспрессии активационных и адгезивных молекул на поверхности лимфоцитов проводили с использованием моноклональных антител («Клоноспектр», Москва) методом проточной цитометрии на аппарате «FACScan».
Результаты. Женщины с быстрорастущей миомой матки при различных вариантах роста опухоли были сопоставимы по среднему возрасту (43,2 ± 1,04 и 43,9 ± 0,9 года), особенностям менструальной и репродуктивной функции, экстрагенитальной патологии, сопутствующей генитальной инфекции. У основной массы больных была установлена подбрюшинно-межмышечная локализация миоматозных узлов, однако подбрюшинные узлы чаще характеризовались «истинным» характером роста, а межмышечно-подслизистые - «ложным» (p<0,05, p<0,02 соответственно). При «ложном» характере роста опухоли общие размеры матки чаще превышали 14 недель беременности, а миоматозные узлы обычно были единичными, тогда как при наличии «истинного» роста опухоль чаще была множественной (p<0,05). Давность заболевания миомой матки при «истинном» росте опухоли была достоверно больше, чем при «ложном» (p<0,05).
При анализе состояния иммунокомпетентных клеток периферической крови пациенток с различным характером быстрого роста миомы матки в сравнении друг с другом и со здоровыми женщинами было установлено, что иммунными маркерами «истинного» роста миомы матки на системном уровне являются снижение продукции Т-лимфоцитов с цитотоксической активностью (CD8+) и резкое повышение CD38+ позитивных Т-лимфоцитов. «Ложный» рост миомы матки сопровождается повышенной продукцией естественных киллеров (CD16+), что может быть связано с наличием воспалительного процесса, сопутствующим вторичным изменениям опухоли.
При сравнении особенностей популяционного состава и активации перитонеальных лимфоцитов женщин трех групп установлено, что высокое содержание естественных киллеров (CD16+) и повышенная экспрессия маркеров поздней активации лимфоцитов были характерны для женщин с «ложным» ростом опухоли. Данные параметры при «истинном» характере роста миомы матки не отличались от таковых у здоровых женщин за исключением повышенного показателя СD38-позитивных лимфоцитов, который как на системном, так и на локальном уровне является маркером быстрого роста миомы матки (А.И. Малышкина, 2004).
Выводы: высокое содержание активированных лимфоцитов в перитонеальной жидкости и естественных киллеров как в периферической крови, так и в перитонеальной жидкости при наличии «ложного» роста миомы матки можно расценивать как активацию иммунного ответа клеточного типа на наличие воспалительного процесса, сопутствующего дегенеративным процессам, происходящим в опухоли. Увеличение количества CD38 - позитивных лимфоцитов на системном и локальном уровнях у женщин с миомой матки является маркером «истинного» роста опухоли.
Работа поддержана грантами Президента РФ НШ-2245.2003.4 и МК-1270.2004.7.