Исследования проводились в середине сентября 2009 г. в южной части Ивановской области на территории Клязьминского заказника в рамках Всероссийских учетов журавлей.
Целью исследований являлось изучение стайных построений журавлей, а также особенности их перемещений вблизи антропогенных ландшафтов.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) Определение количества особей в стаях.
2) Характерные формы стайных построений и их соотношение.
3) Особенности перелетов птиц в данной местности.
Исследования проводились по методике А.В. Молодовского (Молодовский, 2001). За стаю нами принималась группа из 3-х и более особей, объединенных единством поведения. Погодные условия во время наблюдения следующие: ветер 2-3м/с, облачность - 90%, без осадков.
При наблюдении основное направление перелета наблюдалось с северо-запада на юго-восток. Начало перелета - 18 ч. 10 мин, конец перелета - 19 ч 20 мин. Общее количество учтенных птиц составило 517 особей, объединенных в 26 стай. Диапазон высот полета составлял от 25 до 50 метров. Средняя скорость полета составляла 11 м/с. Среднее количество особей в стае - 23 (хср=22,54.) Минимальное количество особей в стае - 3. Максимальное количество особей в стае - 298.
Стайные построения были представлены следующими: продольные ленты (70%), угол (25%), клин (5%). Также у стай в форме продольных лент (линий), имелись микроуглы в количестве от одного до четырех. Время стайного перестроения обычно составляло 40 секунд. Пространственное распределение особей в стае по высоте достигало в максимуме 4-х метров. По длине интервал между особями составлял в среднем около 3-х метров.
По мере приближения к населенному пункту или отдельно стоящим людям стаи обходили их, отклоняясь преимущественно в северную сторону. Угол отклонения составлял до 15 градусов.
Выводы:
1) Общее количество птиц составило 517 особей в 26 стаях.
2) Характерные стайные построения: - фронтальная линия (70%), угол (25%), клин (5%).
3) Основные направления перелетов - с северо-запада на юго-восток, интервал высоты полета 25-50 м, угол отклонения от населенных пунктов составил примерно 15 градусов.