Педагогической культуре медицинского работника, как особой сфере его деятельности, от организации которой во многом зависит эффективность лечебно-воспитательного процесса в целом, повышается интерес психологов, педагогов, врачей.
Роль педагогики заключается в том, что она побуждает рассматривать пациента как в общественном, так и индивидуальном контексте, считать основной направленностью медицинской деятельности заботу о людях, взаимодействующих друг с другом в рамках социальной среды. Педагогика в медицине устанавливает влияние воспитания на формирование здоровой личности. Основными задачами педагогики в медицине являются разработка теории и методики медико-образовательной деятельности, разработка системы воспитания здорового человека, воспитание осознанного отношения человека к вопросам своего здоровья.
Решение одной из главных задач педагогики в медицине - воспитание осознанного отношения человека к вопросам здоровья - требует от медицинского работника специальных медицинских знаний о здоровье, а также методов обучения знаниям и умениям по охране здоровья населения. Метод обучения - действенный метод оказания помощи человеку, нуждающемуся в инструктаже для развития знаний или выработки определенных навыков. При этом следует принимать во внимание квалификацию пациента и его опыт, образ жизни и повседневные привычки, стиль мышления и восприятия; передавая ему знания, необходимо опираться на его осведомленность в области ухода за собой.
Поскольку дети и взрослые подходят к задачам восприятия учебного процесса по-разному, метод оказания помощи посредством обучения должен использоваться с учетом возрастного фактора, а также образованности и опыта обучаемого.
При организации обучения будущих медицинских работников основам педагогической культуры, мы в нашем Бирском медицинском колледже, активно применяем терапевтическую игру как метод обучения и подготовки ребенка к медицинским процедурам.
Выполнение медицинских процедур ребенку любого возраста - это всегда сложность в медицинской практике Игра является важной частью жизни ребенка и поэтому помогает ему преодолевать беспокойство и депрессию.
Терапевтическую игру студенты на производственной практике проводят в два этапа:
- подготовку детей к процедурам;
- общение с ними соответственно их возрастным группам.
Подготовка детей от рождения до 6 лет к процедурам ведется с родителями, от 12 до 14 лет - без родителей.
Вместо: «Доктор сделает рентген», необходимо сказать: «Доктор сейчас тебя сфотографирует».
При этом студенты выполняют следующие действия:
- хвалят поведение ребенка во время процедуры;
- готовят игровой материал и необходимое для этой процедуры оборудование, инструментарий, чтобы ребенок мог увидеть и потрогать его;
- позволяют ребенку «помогать» во время процедуры: подержать что-то, надеть самому, поиграть (по возможности) или «примерить» кукле;
- не применяют отрицательной лексики: «не делай!», «не двигайся!» и т.п.;
- предупреждают о возможности возникновения боли во время процедуры. Дети от 3 до 5 лет обладают фантазией и богатым воображением, они очень беспокойны, их пугает даже царапина, они боятся телесных повреждений. Им необходимо в деталях представить ход процедуры.
Действия студента:
- ознакомить ребенка с процедурой, дать поиграть с некоторыми инструментами, потрогать (в ходе терапевтической игры);
- ответить на все вопросы, которые ребенок задает о процедуре;
- успокоить;
- наблюдать за поведением ребенка и определить симптомы проявления боли.
Дети в 12 лет способны понимать многие вещи. Они любят использовать во время терапевтической игры кукол, макеты и т.д. Их желательно изолировать от сверстников во время подготовки к процедуре (чувство стеснения, кроме того, рассеивается внимание).
Действия студента:
- объяснить, какие части тела будут подвержены процедуре;
- отвлечь внимание ребенка, вводя элементы терапевтической игры;
- успокоить.
Дети от 12 до 15 лет стремятся к независимости и индивидуальности, их пугают неудачи, изменения, происходящие в их внешности, поэтому:
- с ними нужно открыто обсудить проблемы;
- в терапевтической игре использовать анатомические атласы, рисунки, макеты, оборудование;
- объяснить ясно и в деталях, что они увидят, услышат, почувствуют;
- предложить дыхательные упражнения для устранения стресса или боли.
После окончания исследования ребенка нельзя оставлять одного, следует посидеть возле него, взять его на руки. Отвлекающими моментами являются чтение книг, показ интересной игрушки, оказание помощи старшими детьми младшим.
Терапевтическая игра как один из приемов подготовки ребенка к медицинским процедурам:
- помогает ребенку отличать воображаемое от действительности;
- уменьшает страхи больного ребенка;
- способствует адаптации ребенка к процедурам и медицинскому окружению;
- помогает преодолеть беспокойство и депрессию, почувствовать защищенность и заботу со стороны медицинского персонала;
- способствует более быстрому выздоровлению ребенка.