В соответствии с принятым образовательным стандартом, одной из сквозных образовательных линий является экологическое образование, а также вопросы обучения здоровью и безопасности жизнедеятельности, которые связаны между собой общетеоретически, методологически и методически. Они нашли отражение практически во всех десяти учебных предметах, входящих в федеральный компонент. Однако такая их «распыленность» по разным предметам привела к несогласованности их методологических и методических оснований и отсутствию целостности изучения системы «Я - Деятельность - Среда» как методологической единицы конструирования экологического образования, что не придает образованию в области экологии, здоровья и безопасности жизни необходимой комплексности и системности.
В условиях жесткого юридического закрепления федерального образовательного стандарта правовой резерв для разработки и апробации интегрированных структур образования в области экологии, здоровья и безопасности жизни сегодня приходится на содержание регионального образовательного компонента. В его рамках Институт содержания и методов обучения РАО совместно с Иркутским институтом повышения квалификации работников образования ведет разработку и апробацию надпредметного модульного курса «Экологическое проектирование» на базе школ Иркутской области. Системно-интегрированный характер курса обеспечивается его направленностью на
- развитие эколого-проектной мыследеятельности, интегрирующей эмпирическое и теоретическое мышление на ценностном, субъектно-деятельностном уровне;
- соединение естественно-научного, гуманитарного и технического подходов и формирование надпредметных общекультурных умений при проектировании деятельности в окружающей среде;
- развитие умений здоровой и безопасной жизнедеятельности на основе общих закономерностей взаимодействия человека с окружающей средой;
а также характером фундаментального образовательного объекта - в качестве которого выступает целостная система «Человек - Деятельность - Окружающая среда».
Апробации курса показала эффективность и перспективность такого подхода к проектированию интегрированных курсов.
Работа представлена на IV научную конференцию с международным участием «Стратегия естественнонаучного образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет) Поступила в редакцию 05.01.05 г.